Психологическая травма, негативное событие или серьезное заболевание могут стать причиной того, что речь человека нарушится, он начнет заикаться. Заикание – это распространенная речевая патология, которая приводит к тому, что человек будет испытывать затруднения в обучении, общении и личной жизни.
Надо помнить, что заикание – это не приговор, исцелиться возможно в любом возрасте при участии опытного специалиста. Логопед найдет причину недуга, укрепит нервную систему, наладит речевые функции.
Прочитав нашу статью, вы узнаете, почему возникает заикание и как бороться с этим расстройством.
Что такое заикание и каких видов оно бывает?
Заиканием (или логоневрозом) называют заболевание, при котором пациент не способен контролировать судорогоподобные движения артикуляционного аппарата. Речь такого человека отличается повторами или продлениями слов и звуков из-за непроизвольных сокращений мускулатуры лица.
Дети страдают заиканием чаще, чем взрослые. Из-за этого расстройства малыши становятся стеснительными и нелюдимыми, отличаются заниженной самооценкой, плохо учатся, испытывают сложности в общении и дружбе.
Типы заикания классифицируются в зависимости от:
1) причин развития;
2) характера протекания;
3) вида судорог.
1. По характеру причин возникновения расстройство делится на два вида и может иметь:
-
невротическую форму, когда заикание проявляется у здоровых детей из-за стресса или сильного испуга;
-
неврозоподобную форму, при которой заикаться начинают малыши с наследственными или приобретенными болезнями нервной системы.
2. Заикание может по-разному проявляться и протекать:
-
постоянно;
-
периодически (человек то заикается, то разговаривает нормально);
-
рецидивно (человек долгое время разговаривает плавно и четко произносит звуки, но в какой-то момент его речь снова становится заикающейся).
3. В зависимости от типа судорог логоневроз подразделяется на:
-
клонический (ребенок повторяет звуки или целые слоги);
-
тонический (при разговоре человек застревает на одном звуке и не может перейти к артикуляции следующего).
В чем причины появления заикания у детей и взрослых?
Изображение от
Вероятный патогенез заикания запускается из-за перевозбуждения правого полушария мозга, изменения процесса дыхания и сбоя в движении артикуляционных мышц.
Ученые не могут дать однозначный ответ на вопрос, почему возникает заикание, но большинство специалистов сходятся во мнении, что наиболее вероятными причинами расстройства у детей являются:
-
генетический фактор;
-
особенности окружающей среды;
-
вредные привычки родителей;
-
истощение организма;
-
нервное переутомление;
-
сложные роды;
-
травмы (в том числе, психологического характера);
-
особенности периода развития речевых навыков;
-
перенесенные тяжелые инфекционные заболевания.
Заикание может возникнуть и вследствие следующих условий:
-
при нарушении развития моторики;
-
при низкой способности воспринимать и воспроизводить музыкальный ритм;
-
при недостаточном эмоциональном развитии;
-
при гиперактивности;
-
при нарушениях психики;
-
при тахилалии (патологически ускоренный темп речи);
-
при подражании малыша взрослому человеку, который заикается;
-
если ребенок растет в двуязычной или многоязычной семье.
Одномоментная острая психическая травма (например, сильный испуг) тоже может повлиять на плавность речи ребенка.
Во взрослом возрасте люди тоже не застрахованы от этого недуга. Причинами развития заикания у взрослых могут быть:
-
нечеткое или стремительное произношение слов;
-
генетическая наследственность;
-
высокая активность мозговых речевых центров;
-
инфекционные болезни;
-
эмоциональный шок;
-
черепно-мозговые травмы;
-
перенесенный инсульт;
-
новообразования, которые затрагивают речевой отдел.
Часто после перенесенных травм или серьезных заболеваний у взрослого пропадает взаимосвязь между речевым нарушением и эмоциональным беспокойством, то есть, человек может запинаться независимо от ситуации и волнения.
Симптоматика логоневроза
Заикание диагностируют логопеды и дефектологи, но родители и педагоги могут по следующим симптомам понять, что ребенок нуждается в помощи специалиста.
-
Малыш не может четко произносить звуки, быстро проговаривает гласные.
-
У ребенка наблюдается нарушение дыхания (при выдохе тратится большое количество воздуха).
-
Заикающийся может бояться проговаривать какие-то слова, слоги и звуки, пытаться подыскивать им замену, отказываться разговаривать или резко обрывать фразу.
-
В начале предложения или в середине слова человек многократно повторяет звуки («П-п-п-привет» или «при-при-привет»).
-
Перед словами малыш произносит лишние звуки.
-
Между слогами заикающийся делает длинные паузы.
-
Разговор сопровождается нервными движениями. Это может выражаться нервным тиком, гримасами, сжатием кулаков, покачиваниями из стороны в сторону, переступанием с ноги на ногу.
Основные фазы развития заикания
Изображение от
Логоневроз развивается поэтапно.
-
Первая фаза – это появление редких случаев заикания, которые пока носят эпизодический характер. Обычно в этот период ребенок не замечает проблему, поэтому не смущается и не беспокоится.
-
Наступление второй фазы можно констатировать, если количество эпизодов заикания явно увеличилось и к ним присоединилась сопутствующая жестикуляция. Поскольку окружающие осознают нарушения, то на этом этапе могут появиться проблемы с общением, а расстройство будет постепенно перетекать в хроническую форму.
-
Третья фаза характеризуется наличием постоянного судорожного синдрома. Большинство пациентов эмоционально стабильны, пока не испытывают неловкость при разговоре, поэтому активно продолжают общаться. Те звуки и слова, которые им не удается правильно произносить, стараются менять на синонимы.
-
Последняя фаза – это возникновение резкого страха перед разговором. Заикание превращается в серьезную личностную проблему, а больной начинает избегать любых контактов, замыкается в себе, испытывает настоящий страх перед общением. На этой стадии могут начаться и психологические проблемы:
-
задержка в развитии;
-
депрессия;
-
тревога;
-
частое плохое настроение;
-
стремление к уединению;
-
сужение круга общения;
-
стойкое ощущение своей неполноценности.
Помните, что логоневроз может стать причиной плохой успеваемости в школе. И не потому, что ребенок не желает учиться, а потому что он испытывает неловкость, боится выступать у доски и разговаривать. Впоследствии, во взрослом возрасте, такой человек будет испытывать трудности при обучении в университете, выборе профессии, создании семьи, поэтому чем раньше родители обратят внимание на проблему, тем больше шансов не довести состояние до критического.
Как диагностируют заикание?
Изображение от
Логопед диагностирует заикание на основании симптомов (наличие неправильной речевой ритмики и тех признаков, которые мы перечислили выше), продолжающихся больше трех месяцев.
Чтобы выяснить причину расстройства и получить необходимое лечение, пациенты с заиканием обязательно направляются на консультацию к неврологу. Врач, дабы исключить органические заболевания нервной системы, проводит ряд диагностических исследований: эхоэнцефалографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию, допплерографию сосудов головного мозга, транскраниальную допплерографию, компьютерную томографию.
Все эти манипуляции дают возможность определить причину логоневроза и составить схему лечения, наиболее подходящую в каждом конкретном случае. Своевременная и точная диагностика и будут залогом успешной терапии.
Что должен знать логопед, чтобы успешно лечить заикание?
Изображение от
Чтобы эффективно лечить логоневроз у взрослых и детей, специалисту необходимо:
-
знать, как проводить индивидуальные и групповые консультации;
-
разбираться в психотерапевтических методах (например, в семейной терапии, арт-терапии, игровой психотерапии и т. д.);
-
понимать нормы и отклонения развития речи;
-
знать принципы коррекционных занятий;
-
владеть техниками диагностики нарушений речи;
-
уметь проводить логопедический массаж;
-
понимать механизмы возникновения заикания;
-
уметь проводить занятия по логоритмике, артикуляционной и дыхательной гимнастике;
-
знать методы релаксации и саморегуляции;
-
понимать, как спланировать и реализовать эффективные игры и упражнения для детей, страдающих заиканием;
-
знать, как применить меры для профилактики расстройств речи;
-
владеть методами подготовки дошкольников к обучению в первом классе.
Получить качественные логопедические знания и начать их успешно применять в работе с детьми, страдающими разными формами заикания, можно в нашем институте на дистанционном курсе повышения квалификации. Вы быстро научитесь использовать логопедические и психотерапевтические методы для развития верного произношения у маленьких пациентов, сможете устроиться на востребованную работу в логопедический кабинет, детский сад или школу, реабилитационный центр.
По статистике, 70% заикающихся излечиваются от речевых нарушений, главное – вовремя заметить отклонения и начать действовать, поскольку в подростковом возрасте справиться с этой проблемой намного сложнее, чем в дошкольном.
Советы логопеда родителям заикающихся детей
Изображение от
Многих интересует вопрос, какой тактики поведения родителям следует придерживаться, если их ребенок заикается? Чтобы ускорить выздоровление, специалисты рекомендуют выполнять следующие правила:
1) разговаривайте с ребенком правильно, с выражением, четко произносите звуки, не торопитесь, но и не растягивайте слова;
2) используйте только нормативную лексику;
3) приучите малыша соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать, разумно чередовать часы труда и отдыха;
4) помните, что спорт или ритмичные танцы невероятно полезны для заикающихся;
5) проследите за рационом вашего ребенка, питание должно быть полноценным, а продукты полезными, свежими и разнообразными;
6) занимайтесь вместе с ребенком тем делом, которое ему действительно интересно, ведь любимое хобби – это отличный способ отвлечься от негатива и полноценно расслабиться;
7) не допускайте нервные перегрузки, максимально оградите малыша от волнений и переживаний, учите его спокойно относиться к любым невзгодам и не терять оптимизма даже в сложных ситуациях;
8) не стоит постоянно обсуждать с ребенком заикание, старайтесь, чтобы ваше общение было свободным и непринужденным;
9) следите за тем, что смотрит и читает ваш малыш, исключите фильмы и книги, которые имеют агрессивное содержание или не подходят ему по возрасту;
10) не играйте с крохой в подвижные игры на ночь глядя, перед сном рекомендуется найти более спокойное занятие.
Помните, что самые простые вещи – совместные прогулки, просмотр любимых мультфильмов, веселые игры, поучительная книга, приятные разговоры по вечерам – расширяют кругозор, учат логично излагать свои мысли, формируют верное произношение и, конечно, еще больше сближают родных людей.