- Что такое социальная психология?
- Виды отношений в рабочем коллективе
- Что может спровоцировать конфликт в коллективе?
- Какие факторы влияют на психологический климат в коллективе?
- Как определить психологический климат в коллективе?
- Правила общения в коллективе
- Как восстановить отношения в коллективе после конфликта?
Хороший руководитель понимает важность благополучных отношений в коллективе сотрудников, ведь именно комфортная рабочая обстановка и отсутствие конфликтов влияют на эффективность производственного процесса в компании.
Каждый работник имеет свой, порой не самый простой, характер, особенности поведения, стремления и желания. Поэтому так полезно понимать основы психологии отношений в коллективе и научиться внедрять психологические методы для создания атмосферы взаимопонимания между сотрудниками в коллективе.
Что такое социальная психология?
Социальная психология – это психологический раздел, который изучает особенности поведения и общения личности в обществе или в группе, ее восприятие других, а также влияние членов группы друг на друга. Работа для многих людей является «вторым домом», большинство именно в трудовом коллективе проводят большую часть времени, поэтому организация взаимодействия личности в коллективе имеет такое большое значение.
С детства мы учимся общаться в коллективе – сначала в детском саду, потом в школе, в университете, на работе. Каждый из нас проходит процесс приспособления к коллективу, но не всем удается легко найти общий язык с новыми людьми. Не секрет, что многие взрослые люди, которым не удалось прижиться в коллективе, способны по этой причине даже уйти с работы.
Рабочий коллектив – это социальная среда, в которой взаимодействует множество разных людей с разными способностями и взглядами на жизнь, воспитанием и целями. Но всем им приходится находиться вместе и принимать общие решения, ведь от этого будет зависеть успех организации, в которой они работают.
Простой пример: когда в коллектив приходит новый человек, реакция бывалых сотрудников, с большой вероятностью, будет неоднозначной – они напрягутся, но и будут проявлять любопытство, оценивать и изучать незнакомого человека. Кому-то в итоге новичок придется по душе, а кого-то может раздражать. В обоих случаях с присутствием на работе нового сотрудника придется смириться, чтобы не снизить эффективность рабочего процесса.
Виды отношений в рабочем коллективе
Отношения между коллегами могут складываться по-разному. Существуют три самые популярные схемы:
-
Равные (дружеские) отношения – самое близкое общение, когда коллеги могут и похвалить друг друга, и сделать замечание. Такой вид взаимоотношений не подойдет для начальника и подчиненного, потому как подразумевает привилегированное положение такого подчиненного в сравнении с другими сотрудниками. А это может спровоцировать зависть и конфликты.
-
Отношения старшего и младшего коллег (с позиции более старшего) могут происходить по двум сценариям: «наставник и ученик» (когда первый не является руководителем второго, но может поделиться опытом, дать дельный совет, помочь в работе) и «начальник и подчиненный» (когда руководитель оценивает и контролирует деятельность своего сотрудника, имеет право применить к нему наказание или поощрение).
-
Отношения младшего и старшего коллег (с позиции более младшего) могут быть тоже двух видов: «ученик и наставник» (когда менее опытный человек прислушивается и следует советам более опытного) и «подчиненный и руководитель» (когда главной целью младшего сотрудника будет ответственное отношение к своим обязанностям и выполнение требований руководителя).
Что может спровоцировать конфликт в коллективе?
Психология коллектива не зря считается одним из самых сложных разделов психологии, ведь между людьми всегда может возникнуть непонимание.
Конфликт в коллективе может случиться, если кто-то из сотрудников:
- имеет необщительный характер, не желает контактировать с другими;
- жалуется или доносит на коллег руководству;
- сомневается в профессиональных компетенциях другого человека;
- сплетничает;
- не умеет скрывать плохое настроение;
- прямолинеен;
- боится переутомиться на работе;
- излишне уверен в своей правоте;
- не воспринимает конструктивную критику;
- сравнивает предыдущее место работы с нынешним;
- любопытен;
- разговаривает (по телефону или в офисе) на повышенных тонах;
- пользуется специфическим парфюмом;
- стремится качественно выполнить свою работу (что может восприниматься коллегами как желание выделиться, обособиться от коллектива или выслужиться перед руководящим составом).
Вышеуказанные ситуации и проблемы могут произойти в любом коллективе, но их возможно предотвратить при помощи психологических методов. Освоив наш дистанционный курс по организационной психологии, вы сможете создать в коллективе гармоничную деловую атмосферу, контролировать процесс управления персоналом, мотивировать и дисциплинировать сотрудников трудового коллектива.
Какие факторы влияют на психологический климат в коллективе?
Подобно тому как, например, кактус может зачахнуть без солнечного света, но выжить в условиях недостатка воды, так и человек способен стать успешным в одной группе и абсолютно не проявить себя в другой.
Психологический климат – это общее настроение в группе людей, которое определяется личными отношениями всех членов этой группы. Влиять на степень благоприятности социально-психологической атмосферы в группе могут:
-
удовлетворенность людей своей деятельностью (если работа интересна человеку, позволяет реализовать свои творческие ресурсы, регулярно повышать уровень знаний, вырасти в должности, получать хороший доход – все это способствует формированию гармоничного психологического климата в коллективе);
-
психологическая совместимость людей в составе группы (людям, которые имеют схожий тип личности, проще взаимодействовать);
-
сплоченность (доверительные и искренние отношения между людьми);
-
характер взаимодействия (от особенностей общения, реакции на слова и поведение окружающих зависит, будут ли возникать конфликты и недопонимание в таком коллективе);
-
специфика деятельности (монотонные действия, высокий уровень ответственности, риск для жизни и/или здоровья – могут негативно сказаться на социально-психологическом климате коллектива);
- стиль руководства: а) демократия способствует общительности и доверительным отношениям; б) авторитарность порождает враждебность и недоверие, подчинение и заискивание, но может привести к эффективным результатам (например, в спортивной или военной сфере деятельности); в) попустительство может спровоцировать низкий уровень KPI и ухудшить качество работы, применяется только в некоторых коллективах творческой направленности.
Как определить психологический климат в коллективе?
Социально-психологический климат благоприятный, если:
- люди в коллективе бодрые, трудолюбивые и жизнерадостные, рады оказать друг другу помощь, вместе проводят досуг, критикуют лишь с целью и желанием помочь;
- в группе преобладают справедливость и уважение ко всем ее членам, слабых поддерживают, новичкам бескорыстно помогают;
- результаты деятельности высокие;
- люди готовы радоваться победам участников группы и сопереживать их неудачам.
Климат в группе неблагоприятный, если:
- отмечается подавленное и агрессивное настроение у большинства людей в коллективе;
- присутствует явное соперничество между членами группы;
- не сложились нормы справедливости и равенства;
- люди в коллективе пассивны, необщительны и обособлены;
- победы и неудачи воспринимаются равнодушно или вызывают зависть/злорадство;
- в коллективе возникают враждующие группировки;
- в сложных обстоятельствах люди не способны объединиться.
Высокий уровень неблагоприятности климата и наличие враждебности в коллективе требует вмешательства компетентного специалиста-психолога.
Правила общения в коллективе
Зачастую гармоничные отношения с другими сотрудниками на работе легко построить, если соблюдать простые правила.
-
Во-первых, будьте вежливы и приветливы – это расположит коллег к вам. Не грубите и не хамите окружающим людям, даже если у вас не самое лучшее настроение.
-
Исключите неформальное общение там, где это неуместно, чтобы не утратить уважение коллег.
-
Не делитесь с сослуживцами личной информацией. Ваше доверие может спровоцировать сплетни или зависть.
-
Не пытайтесь переучить коллег выполнять свою работу, такие действия могут быть восприняты как вызов и спровоцировать ссору.
-
Не игнорируйте сложившиеся в коллективе традиции.
-
Старайтесь одеваться на работу максимально сдержанно.
Как восстановить отношения в коллективе после конфликта
Что делать, если конфликт уже случился?
-
Для начала успокойтесь, постарайтесь расслабиться. Затем подумайте о положительных качествах вашего оппонента. Такое действие, возможно, не поможет сразу забыть о конфликте, но поспособствует возвращению хороших отношений с обидчиком.
-
Посмотрите на произошедшее событие со стороны, представьте себя в роли стороннего наблюдателя. Это поможет контролировать себя и достичь взаимопонимания с конфликтующим коллегой.
Помните, что лучшее оружие в спорной ситуации – спокойствие и уравновешенность.