Социометрия для младших школьников и подростков

9.11.2021
Социометрия для младших школьников и подростков
Социометрия для младших школьников и подростков методы социометрического исследования


Любое общество ставит перед собой цель создать максимально благоприятные условия для раскрытия возможностей и способностей самых юных его членов – детей и подростков.

Существует психологический метод, который предназначен для определения отношений в коллективе, выявления симпатий и антипатий его участников. В этой статье мы раскроем принципы, особенности и методы проведения социометрии для младших школьников и подростков.


Социометрия: суть метода


Социометрия для младших школьников и подростков методы социометрического исследования


Социометрия – это инструмент тестирования школьников, который выявляет межличностные отношения в классе. Родоначальником этого метода психодиагностики является румынский психиатр, социолог Дж. Морено, который положил в его основу гипотезу о том, что чувство комфорта в коллективе напрямую связано с особенностями общения.

Сутью теста является проведение анализа для определения социально-психологического статуса конкретной личности в коллективе. Методика позволяет количественно выразить структуру взаимодействия в группе, а полученные результаты дают психологу возможность составить рекомендации школьникам и педагогам по оптимизации общения.

Социометрия, которую проводят психологи в школе, позволяет понять:

  • кто является лидером класса;
  • есть ли в коллективе изгои и отвергнутые;
  • существуют ли асоциальные группы;
  • какой уровень сплоченности учеников в классе;
  • какова степень доверия одноклассников друг другу.

Правила и особенности процедуры тестирования


Социометрия для младших школьников и подростков методы социометрического исследования


Основатель метода Морено создал рекомендации по проведению социометрии. Такие правила помогают выполнить процедуру корректно и получить максимально точные результаты исследования.

Психологу, проводящему социометрию, необходимо знать особенности метода и действовать в соответствии с ними:

  1. Проводить тестирование следует только среди учеников одного класса/группы.

  2. Перед тестом нужно заранее организовать подготовительную беседу с группой учеников, объяснить важность искренности их ответов, пообещать строгую конфиденциальность предоставленной личной информации.

  3. Нужно постараться исключить возможность списывания ответов друг у друга.

  4. Убедиться, что вопросы составлены понятно и предполагают однозначный ответ.

  5. При анализе полученной информации следует учесть время существования коллектива. Проводить тестирование после полугода знакомства – бессмысленно, за такой короткий срок отношения в группе еще не успели сформироваться.

Освоить все методы психологического консультирования детей и подростков поможет наш дистанционный курс. В процессе обучения вы узнаете особенности развития детской психики на разных этапах взросления и познакомитесь со всеми актуальными техниками диагностики и коррекции психоэмоциональных нарушений.


Какие существуют виды социометрического исследования для школьников? 


Социометрия для младших школьников и подростков методы социометрического исследования


На сегодняшний день метод социометрии для младших школьников и подростков претерпел некоторые изменения. Педагоги-психологи используют разные виды социометрии в соответствии с возрастом испытуемых.

Анкетирование – самый распространенный групповой метод, в процессе которого практикующий психолог раздает всем участником специальные бланки, где каждый школьник указывает свои симпатии и антипатии к конкретным одноклассникам.

Устная социометрия предназначена для самых маленьких участников тестирования, которые еще не освоили чтение и письмо. Симпатии и антипатии указываются по фотографиям и поэтому проводятся с каждым ребенком индивидуально.

Цветовая социометрия – тоже индивидуальная методика, в которой используются разноцветные образцы. Школьнику предлагается озвучить свои цветовые ассоциации к каждому однокласснику, а сразу после этого проводится тестирования цветовых предпочтений испытуемого, которое выявляет его отношение и симпатию к тому или иному цвету.


Этапы проведения социометрии


Социометрия для младших школьников и подростков методы социометрического исследования


Исследование проводится в три этапа:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, целью которого является создание у участников тестирования мотивации к правдивым ответам на предлагаемые вопросы. На этом этапе психолог рассказывает школьникам о целях исследования, разрабатывает анкету и объясняет правила ее заполнения.

2. АНКЕТИРОВАНИЕ – это этап, на котором дети и подростки вносят свои ответы в анкету. Формулировка вопросов должна быть четкой, количество вопросов ограниченным, а также должна быть дана возможность испытуемым ответить в свободной форме.

Примерный вариант вопросов выглядит так:

  • «С кем бы ты хотел вместе сидеть на уроках?»
  • «С кем из класса ты не хотел бы сидеть за одной партой?»
  • «Перечисли фамилии одноклассников, которых ты пригласишь на свой день рождения?»
  • «А кого ты никогда не пригласишь?»
  • «С кем из одноклассников ты хочешь вместе готовиться к экзамену?»
  • «А с кем ты никогда не станешь готовиться к экзамену?»

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ – этап, в процессе которого психолог изучает ответы школьников и заносит информацию в таблицу. В ней указывается пофамильный список испытуемых учеников, а в столбцах фиксируется количество выбранных ответов. Взаимность симпатий и антипатий обводится в кружок. В финальных строчках таблицы резюмируется общее количество положительных и отрицательных выборов.

Для определения коэффициента социально-психологического статуса каждого ученика, психолог делит количество положительных выборов, набранных конкретным участником, на общую цифру количества учеников в классе.


Лидер или изгой?


Социометрия для младших школьников и подростков методы социометрического исследования

Статусы, которые выявляет социометрия:

  • Звезды/лидеры. Дети, набравшие самое высокое количество положительных оценок и выборов. Обычно имеют ярко выраженные качества лидера, пользуются популярностью среди одноклассников, их слушают и стараются подражать поведению.
  • Предпочитаемые личности. Школьники, которые получили симпатии от «звезд», а количество отвержений от одноклассников – незначительное или и вовсе отсутствует. Такие личности являются востребованными, чувствуют себя комфортно в коллективе и могут побороться за звание «звезды».
  • Принятые. Дети, набравшие больше положительных оценок, чем отрицательных. При проявлении определенной активности могут претендовать на переход в группу предпочитаемых. Одноклассники их не обижают.
  • Непринятые. Непопулярные дети, набравшие больше отрицательных выборов. Часто объединяются в асоциальные группировки, стараясь завоевать авторитет одноклассников нестандартным поведением.
  • Изолированные. Дети, у которых отсутствуют как положительные, так и отрицательные выборы. Это обособленные личности, избегающие общения с одноклассниками.
  • Изгои. Испытуемые, которые получают только негативные отклики. Такие дети замкнуты и тревожны, имеют слабые коммуникативные навыки. Могут подвергаться травле в коллективе.

В финале социометрического исследования психолог пишет итоговое заключение для руководителя класса, в котором сообщает свои рекомендации по проведению воспитательной работы, дает обратную связь самим школьникам и их родителям, проводит коррекционные консультации с детьми из последних трех статусных групп.

Социометрическая методика помогает не только выявить уровень комфорта отдельной личности в группе, но и рассчитать индекс благоприятности в коллективе в целом.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 19 апреля 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели