Сценическая речь – одно из главных средств выразительности актера. Через речь актер доносит до аудитории характер своего героя или персонажа, воздействует на публику. Дисциплина неразрывна со сценическим движением, пластикой, психологической подготовкой. Но важна она не только для актеров, а для целого ряда профессионалов.
Почему одних мы слушаем, а других – нет?
То, как мы говорим, часто воздействует на слушателя едва ли не сильнее, чем сам смысл произнесенных фраз. Так, например, грамотного и знающего педагога при слабой, невнятной речи ученики слушать не будут.
Вспомните себя в школьные годы. Наверняка, среди ваших учителей были замечательные специалисты, но которых класс не воспринимал. Тогда, в детстве, вы вряд ли могли проанализировать, почему так получается. Вроде бы, Мария Ивановна говорит нужные вещи, а ученики на уроке занимаются своими делами или просто скучают, следя за стрелкой часов. Скорее всего, Мария Ивановна не умела воздействовать на публику: ее голос был слабым, дикция – невнятной, харизматичность – недостаточной.
И наоборот – как интересно в школе или институте было слушать педагогов, которые умеют говорить! Иногда самые сложные темы вызывали у учеников эмоциональный подъем. Автору статьи тут вспомнились лекции по древнерусской литературе в вузе – та информация, которую можно бы было подать в форме сухих дат и терминов, в устах педагога превращалась в мини-спектакли. Лектор доносил смысл сложнейших литературных произведений доступно, наглядно, ярко, с толикой юмора и остроумия.
Слушать такие лекции приходили даже студенты с других курсов – просто чтобы получить удовольствие от рассказов преподавателя. Да и самому педагогу читать лекции было легко и приятно – он просто «горел», «зажигая» своих слушателей. Но самое главное – прошло уже более десяти лет, а информация с этих лекций до сих пор помнится.
В чем секрет оратора?
Кому-то талант оратора дан от природы. Это не такая редкость – скорее всего, у такого человека в силу физиологических особенностей хорошо поставлены голос и дикция. Часто такая практика бывает и в вокальном мастерстве: одним певцам нужно учиться задействовать нужные мышцы и резонаторы, а у других и так с этим вопросом всё хорошо.
У одних от природы большой и сильный голос, у других – маленький и слабый. А у большинства, если вдуматься, голос средний, обычный, человеческий. Можно ли с этим что-то сделать? Конечно, можно, и даже нужно. Возможности человека в любой сфере не безграничны, но обучение сценической речи и заключается в том, чтобы максимально улучшить те способности, которые дала природа. Для этого нужны тренировки.
Дыхание – основа всего
Профессия актера, оратора, ведущего, певца предполагает непрерывную практику и совершенствование. Но основа у всех этих специальностей одна – владение сценическим мастерством. Начинается это владение с правильного дыхания. Казалось бы, почему это так важно? Зрители что, будут анализировать, как мы на сцене дышим?
Дело в том, что ровное дыхание всегда подсознательно воспринимается слушателем как признак спокойствия и безопасности. Такому спикеру доверяешь, с ним чувствуешь себя комфортно. Если у оратора или даже просто собеседника дыхание сбивается, то, как правило, у слушателя начинается тот же процесс – он испытывает дискомфорт, подсознательно начинает переживать. Слушать и воспринимать кого-то в такой обстановке становится, мягко говоря, сложно. Если человек на сцене нервничает и «задыхается», то нервничать начинает и публика.
Верное дыхание – это такое дыхание, при котором оратору комфортно говорить, а слушателю – комфортно слушать. Но зону комфорта еще нужно найти. Любые занятия техникой речи, будь то даже дистанционный курс, начинаются с дыхательных упражнений. Ученики делают их, как правило, в динамике – чтобы прочувствовать все группы мышц, понять свое тело.
Не удивляйтесь, если занятия вашего курса по сценической речи начинаются также с легкой (или даже не очень легкой) зарядки. Это абсолютно нормальная практика, позволяющая разогреть все группы мышц и нащупать правильное дыхание. Для работы с голосом человеку необходимо всё тело, а не только речевой аппарат!
Говори по существу!
Отметим, что в последнее время в мире наблюдается убыстрение абсолютно всех процессов – мы ценим своевременность, оперативность и скорость. Быстрый Интернет, быстрая доставка продуктов, покупка «в один клик», кофе на бегу… Все эти явления постепенно привели к тому, что и информацию мы стали воспринимать быстрее. Излишние паузы говорящего, «эканья», слова-паразиты кажутся нам каким-то раздражающим фактором, вроде зависшего компьютера.
Мы несколько напрягаемся, когда оратор или собеседник говорит слишком тихо и медленно. И это вовсе не наша нетерпеливость или невежливость. Темп жизни стал таким, что невнятную, растянутую, труднодоступную или скучную информацию наш мозг просто отсекает – некогда с ней возиться!
Современные занятия по сценической речи учитывают эту особенность. Педагоги учат студентов говорить не только красивым поставленным голосом, но и четко, внятно, без «воды». Основу таких занятий составляет работа с дикцией, произношением. Конечно же, в ходе обучения будущий оратор или актер произнесет немало сложнейших скороговорок, будет делать специальные упражнения на дикцию, изучать свой речевой аппарат и повышать культуру речи.
Индивидуальность – еще один аспект актерского мастерства
И всё же каких ораторов слушать наиболее приятно? Неужели только тех, кто говорит грамотно и громко? Вовсе нет. Мы слушаем и любим спикеров харизматичных, имеющих свою индивидуальность и изюминку. Тех, кто хорошо подкован в теме и получает искреннее удовольствие от процесса выступления. Тех, кто понимает, зачем и кому говорит, чего хочет добиться.
Индивидуальность есть у каждого из нас – так задумано природой. У каждого человека есть свой индивидуальный голос, свои речевые обороты, особые интонации, «фишки», а в итоге – своя неповторимая сценическая личность. Но понять свою индивидуальную харизму получается не у каждого. Задача педагога по актерскому мастерству и сценической речи тут – максимально раскрыть личность ученика, помочь ему найти свой стиль, основанный на природных особенностях.
К сожалению, свое дело делают психологические травмы, сложности в отношениях с людьми, негативный опыт. Иногда нам проще закрыться и подстроиться под «среднее большинство», нежели ярко заявить о себе. Порой, проявляя индивидуальность, мы кажемся себе «какими-то не такими». Часто мы делаем это бессознательно.
Эта проблема касается многих людей – не только в творчестве, но и в повседневной жизни. Именно поэтому актерское мастерство, сценическая речь неразрывны с изучением психологии: на курсах ораторского искусства ученики познают себя и окружающий мир. Часто актеры и другие публичные личности проходят психотерапию – и как творческую помощь в непростой работе, и как профилактику выгорания, ведь задачи актера связаны с большим эмоциональным и физическим напряжением.
«Зайку бросила хозяйка…» и другие лозунги
Когда актер погружается в образ, меняются и его голос, манера говорить, даже привычный лексикон. При грамотной работе актера это происходит будто само собой. Почувствовав себя, скажем, бедняком с провинциальной окраины, прощупав образ, актер и сам будет с интересом наблюдать «изнутри», как его речь становится совсем иной.
Уроки ораторского мастерства неразрывны с изучением профессии актера. На занятиях учеников могут попросить прочитать, например, трагичный эпизод из романа «Война и мир» голосом советского диктора или же прокричать стишок «Зайку бросила хозяйка…» так, будто необходимо поднять толпу на восстание.
И это – только начало увлекательной работы по изучению граней своего голоса и психологических особенностей. Несмотря на сложность, уроки сценической речи, как правило, проходят очень увлекательно и даже весело.
Общая культура оратора
Для человека, выступающего на сцене, особенно важна общая культура, эрудированность, начитанность. Так уж мы устроены, что наша речь тесно связана с интеллектом – чем больше знаем в разных областях, тем красивее говорим.
На наших курсах актерского мастерства и сценической речи педагоги уделяют внимание не только профильным дисциплинам, но и развитию общей культуры слушателей. Среди изучаемых предметов – история театра и кино, история музыки, русский язык и культура речи и многое другое.
Без этих основ личность актера не будет раскрыта полностью, ведь этот человек призван вобрать в себя весь возможный культурный опыт общества – и воплощать на сцене. В противном случае получится как в том анекдоте, где герой «не хочет быть читатель, а хочет быть писатель».
В нашем учебном центре вы можете получить образование онлайн. Курс рассчитан на год, а значит, обучение получится планомерным и комфортным. По итогам слушатели получают диплом с присвоением квалификации «Актер театра и кино».
Обучение будет полезно не только тем, кто хочет связать профессиональную деятельность с миром сценического искусства, но и преподавателям, психологам, менеджерам, руководителям и просто творческим людям, которые мечтают открыть для себя новые возможности.
Сценическая речь в повседневной жизни
Не зря говорят, что все мы актеры театра под названием «жизнь» – мы постоянно играем роли: родителей и детей, начальников и подчиненных, друзей и любимых. Именно поэтому навыки актерского мастерства и сценической речи будут полезны каждому. Они обязательно откроют новые грани вашей личности, помогут в карьере, позволят справиться с психологическими сложностями – зажатостью, стеснением, непринятием себя.
Профессиональные сценические дисциплины – это ежедневный труд, работа над собой, но вместе с тем – возможность быть услышанными и понятыми тысячами людей. Если вы решили заняться изучением сценической речи и актерского мастерства – для себя, карьеры или жизни – то единственное, чего можно пожелать в этой ситуации – это уверенности в себе. Не терзайтесь мыслями о том, что у вас «нет таланта» – это неправда, не бойтесь новых открытий и будьте готовы к долгому и интересному творческому пути!