На сегодняшний день в нашей стране многие дети и подростки имеют ограниченные возможности по зрению, поэтому особую актуальность приобретает внедрение специальных программ обучения и воспитания для слабовидящих и незрячих.
Тифлопедагогика – это как раз раздел специальной педагогики, изучающий нарушения зрения и предлагающий способы развития и адаптации в обществе детей с таким недугом. Специально обученные педагоги проводят работу со слепыми детьми и детьми с особенностями зрения, помогая им приобрести навыки, которые помогут освоить школьную программу, раскрыть таланты и способности, полноценно жить.
Краткая история возникновения тифлопедагогики
Первым начал обучать незрячих людей французский педагог Валентин Гаюи, занимающийся благотворительностью. Он основал особые школы во Франции и России, поэтому считается родоначальником тифлопедагогики. В первых школах применялись для обучения книги и пособия, сделанные специально для слепых.
Благодаря гуманному французу и его теории о том, что незрячие могут и должны учиться, работать и общаться, как здоровые, людей с нарушенным зрением стали воспринимать полноценными членами общества.
В нашей стране первое образовательное учреждение для слепых детей начало свою работу в 1807 году, в нем преподавали закон Божий, пение и некоторые доступные незрячим ремесла. В годы после революции ответственность за обучение слепых взяла на себя система народного образования. В 1928 году начали создавать классы по охране зрения в структуре советских школ, а с конца 30-х годов – и целые специальные школы для слабовидящих.
Сегодня российская образовательная система проводит обучение и адаптацию слепых и слабовидящих в обычных и коррекционных школах, школах-интернатах, детских садах, реабилитационных и медицинских центрах. Во всех этих учреждениях работают опытные тифлопедагоги, которые не только обучают детей, но и консультируют их родителей. Занятия проводятся индивидуально или в группах.
Чем опасно плохое зрение или его отсутствие?
Слепые – это люди с полным отсутствием зрительных функций. Они могут быть незрячими на оба глаза или сохранять остаточное зрение (воспринимать цвет и силуэт предмета, ощущать свет).
У слабовидящих людей значительно понижено зрение, присутствуют отклонения зрительных функций, диагностированы различные прогрессирующие заболевания глаз (например, амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость, дальнозоркость и другие).
Слепота или слабое зрение – это психофизические нарушения. Из-за плохого зрительного восприятия или его отсутствия человек не развивается в норме, он лишен многих возможностей для полноценной жизни.
При слепоте и слабых зрительных функциях могут возникнуть серьезные последствия:
-
отставание в развитии;
-
ограничения двигательных функций;
-
низкая ориентация в пространстве;
-
трудности в общении;
-
пассивное поведение и плохой уровень адаптации в обществе;
-
низкая самооценка;
-
проблемы в освоении учебной программы;
-
склонность к одиночеству;
-
повышенные тревожность и возбудимость;
-
раздражение и агрессия.
Поэтому так важно работать с незрячими и слабовидящими людьми специальными методами.
Основы тифлопедагогики
Тифлопедагогика – это как раз та часть специальной педагогики, которая изучает причины глазных болезней, их влияние на психическое и физическое здоровье и предлагает способы воспитания и развития людей разного возраста с учетом особенностей их зрения. Для этого специалисты разрабатывают коррекционные и восстановительные программы.
Эта наука плотно взаимодействует со смежными направлениями – педагогикой, дефектологией, офтальмологией, генетикой, нейрофизиологией, неврологией, анатомией, психологией и логопедией.
На сегодняшний день тифлопедагогика включает в себя научно обоснованные положения о предупреждении и преодолении нарушенных функций, а также методов обучения детей и взрослых с серьезными нарушениями зрения.
В работе с дошкольниками применяются техники для всестороннего развития, коррекции психики и физических нарушений, подготовки к школе, школьники с нарушенным зрением осваивают образовательную программу, а взрослые люди с плохим зрением при помощи тифлопедагогики повышают уровень образования, социальные функции и трудовые навыки. В любом случае тифлопедагог работает с человеком, обязательно учитывая его индивидуальность: возраст, сферу деятельности, жизненный опыт, образование, степень отклонений здоровья, особенности среды существования.
Каковы цели и задачи тифлопедагогики?
Воспитать детей с отклонениями, дать им полноценное образование, развить необходимые для жизни навыки – это непростая задача. Но именно подготовить детей с плохим зрением к максимально счастливой жизни, сделать их неотъемлемой частью здорового общества – главные цели тифлопедагогики.
Основными задачами этой гуманной науки являются:
-
изучение лиц с нарушенными зрительными функциями;
-
выяснение причин появления слепоты и плохого зрения;
-
определение уровня развития и нарушений поведения слепых и слабовидящих людей;
-
выявление тенденций в преодолении и профилактике отклонений развития, жизнедеятельности и поведения;
-
развитие имеющихся и разработка новых коррекционных и обучающих методов для людей с недостатками;
-
проведение анализа специального образования;
-
становление целей и задач для образовательных, коррекционных, развивающих, социальных и реабилитационных центров для слабовидящих и слепых;
-
осуществление подготовки педагогов к коррекционной, педагогической и адаптационной работе с детьми и подростками, имеющими психофизиологические недостатки;
-
внедрение научно обоснованных результатов в практику образовательных учреждений.
Методы тифлопедагогики
Задачи тифлопедагогики достигаются с помощью выявления достоверных данных, которые получают следующими методами и способами:
-
изучается имеющийся теоретический материал;
-
проводится наблюдение за обучением, воспитанием и развитием детей;
-
осуществляются беседы, интервью, тестирование и анкетирование;
-
подтверждаются или опровергаются научные гипотезы с помощью эксперимента;
-
анализируются письменные, творческие и другие работы учеников.
Как действует тифлопедагог?
Педагог-дефектолог, специализирующийся в области тифлопедагогики, работает в детских садах и школах для незрячих и слабовидящих детей. В его обязанности входит:
1. Диагностика:
-
проведение обследования ребенка с особенностями зрения;
-
изучение медицинских документов с историей болезни;
-
определение имеющихся навыков и уровня развития;
-
составление заключения, в котором указываются перспективы развития малыша.
2. Определение методов коррекции для каждого индивидуального случая.
3. Коррекционно-воспитательная работа:
-
проведение развивающих занятий индивидуально или в группе;
-
обучение детей чтению по специальным методикам для слепых и слабовидящих;
-
использование психологических техник;
-
помощь детям в развитии восприятия пространства и ориентации в нем (чаще всего педагог использует игровые методы);
-
формирование у детей представлений об окружающем мире (педагог предлагает ребенку способы для его изучения);
-
уроки по развитию зрительного восприятия для детей с сохранным зрением;
-
проведение физкультурных занятий с незрячими и слабовидящими детьми;
-
помощь пациентам в адаптации к обществу.
4. Методическая работа:
-
посещение общеобразовательных занятий, чтобы понять эффективность собственных действий, наблюдая за результатами детей;
-
обучение других педагогов специфике работы со слепыми и слабовидящими.
5. Консультации родителей по любым вопросам, возникающим в процессе обучения детей с нарушенным зрением, рекомендации по воспитанию.
6. Анализ промежуточных и итоговых результатов обучения незрячих и слабовидящих детей.
В работе тифлопедагог использует программы обучения и развития, составленные для особенных детей, применяет специальные инструменты для чтения (например, «говорящие» книги).
Как стать тифлопедагогом?
Многие педагогические вузы страны обучают тифлопедагогов. Если же у вас совсем другое образование, но вы мечтаете работать именно по этой специальности, то можно освоить дистанционные курсы на базе дополнительного образования.
Например, НЦРДО предлагает получить профессию учителя-дефектолога дистанционно. Вы научитесь работать не только со слепыми и слабовидящими, но и сможете помогать пациентам с различными нарушениями речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.