Поделиться:

Тифлопедагогика – основы и задачи

 Методы тифлопедагогики



На сегодняшний день в нашей стране многие дети и подростки имеют ограниченные возможности по зрению, поэтому особую актуальность приобретает внедрение специальных программ обучения и воспитания для слабовидящих и незрячих.

Тифлопедагогика – это как раз раздел специальной педагогики, изучающий нарушения зрения и предлагающий способы развития и адаптации в обществе детей с таким недугом. Специально обученные педагоги проводят работу со слепыми детьми и детьми с особенностями зрения, помогая им приобрести навыки, которые помогут освоить школьную программу, раскрыть таланты и способности, полноценно жить.

Краткая история возникновения тифлопедагогики


Методы тифлопедагогики


Первым начал обучать незрячих людей французский педагог Валентин Гаюи, занимающийся благотворительностью. Он основал особые школы во Франции и России, поэтому считается родоначальником тифлопедагогики. В первых школах применялись для обучения книги и пособия, сделанные специально для слепых.

Благодаря гуманному французу и его теории о том, что незрячие могут и должны учиться, работать и общаться, как здоровые, людей с нарушенным зрением стали воспринимать полноценными членами общества.

В нашей стране первое образовательное учреждение для слепых детей начало свою работу в 1807 году, в нем преподавали закон Божий, пение и некоторые доступные незрячим ремесла. В годы после революции ответственность за обучение слепых взяла на себя система народного образования. В 1928 году начали создавать классы по охране зрения в структуре советских школ, а с конца 30-х годов – и целые специальные школы для слабовидящих.

Сегодня российская образовательная система проводит обучение и адаптацию слепых и слабовидящих в обычных и коррекционных школах, школах-интернатах, детских садах, реабилитационных и медицинских центрах. Во всех этих учреждениях работают опытные тифлопедагоги, которые не только обучают детей, но и консультируют их родителей. Занятия проводятся индивидуально или в группах.


Чем опасно плохое зрение или его отсутствие?


Методы тифлопедагогики


Слепые – это люди с полным отсутствием зрительных функций. Они могут быть незрячими на оба глаза или сохранять остаточное зрение (воспринимать цвет и силуэт предмета, ощущать свет).

У слабовидящих людей значительно понижено зрение, присутствуют отклонения зрительных функций, диагностированы различные прогрессирующие заболевания глаз (например, амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость, дальнозоркость и другие).

Слепота или слабое зрение – это психофизические нарушения. Из-за плохого зрительного восприятия или его отсутствия человек не развивается в норме, он лишен многих возможностей для полноценной жизни.

При слепоте и слабых зрительных функциях могут возникнуть серьезные последствия:

  • отставание в развитии;

  • ограничения двигательных функций;

  • низкая ориентация в пространстве;

  • трудности в общении;

  • пассивное поведение и плохой уровень адаптации в обществе;

  • низкая самооценка;

  • проблемы в освоении учебной программы;

  • склонность к одиночеству;

  • повышенные тревожность и возбудимость;

  • раздражение и агрессия.

Поэтому так важно работать с незрячими и слабовидящими людьми специальными методами.


Основы тифлопедагогики


Методы тифлопедагогики


Тифлопедагогика – это как раз та часть специальной педагогики, которая изучает причины глазных болезней, их влияние на психическое и физическое здоровье и предлагает способы воспитания и развития людей разного возраста с учетом особенностей их зрения. Для этого специалисты разрабатывают коррекционные и восстановительные программы.

Эта наука плотно взаимодействует со смежными направлениями – педагогикой, дефектологией, офтальмологией, генетикой, нейрофизиологией, неврологией, анатомией, психологией и логопедией.

На сегодняшний день тифлопедагогика включает в себя научно обоснованные положения о предупреждении и преодолении нарушенных функций, а также методов обучения детей и взрослых с серьезными нарушениями зрения.

В работе с дошкольниками применяются техники для всестороннего развития, коррекции психики и физических нарушений, подготовки к школе, школьники с нарушенным зрением осваивают образовательную программу, а взрослые люди с плохим зрением при помощи тифлопедагогики повышают уровень образования, социальные функции и трудовые навыки. В любом случае тифлопедагог работает с человеком, обязательно учитывая его индивидуальность: возраст, сферу деятельности, жизненный опыт, образование, степень отклонений здоровья, особенности среды существования.


Каковы цели и задачи тифлопедагогики?


Методы тифлопедагогики


Воспитать детей с отклонениями, дать им полноценное образование, развить необходимые для жизни навыки – это непростая задача. Но именно подготовить детей с плохим зрением к максимально счастливой жизни, сделать их неотъемлемой частью здорового общества – главные цели тифлопедагогики.

Основными задачами этой гуманной науки являются:

  • изучение лиц с нарушенными зрительными функциями;

  • выяснение причин появления слепоты и плохого зрения;

  • определение уровня развития и нарушений поведения слепых и слабовидящих людей;

  • выявление тенденций в преодолении и профилактике отклонений развития, жизнедеятельности и поведения;

  • развитие имеющихся и разработка новых коррекционных и обучающих методов для людей с недостатками;

  • проведение анализа специального образования;

  • становление целей и задач для образовательных, коррекционных, развивающих, социальных и реабилитационных центров для слабовидящих и слепых;

  • осуществление подготовки педагогов к коррекционной, педагогической и адаптационной работе с детьми и подростками, имеющими психофизиологические недостатки;

  • внедрение научно обоснованных результатов в практику образовательных учреждений.


Методы тифлопедагогики


Методы тифлопедагогики


Задачи тифлопедагогики достигаются с помощью выявления достоверных данных, которые получают следующими методами и способами:

  • изучается имеющийся теоретический материал;

  • проводится наблюдение за обучением, воспитанием и развитием детей;

  • осуществляются беседы, интервью, тестирование и анкетирование;

  • подтверждаются или опровергаются научные гипотезы с помощью эксперимента;

  • анализируются письменные, творческие и другие работы учеников.


Как действует тифлопедагог?


Методы тифлопедагогики


Педагог-дефектолог, специализирующийся в области тифлопедагогики, работает в детских садах и школах для незрячих и слабовидящих детей. В его обязанности входит:

1. Диагностика:

  • проведение обследования ребенка с особенностями зрения;

  • изучение медицинских документов с историей болезни;

  • определение имеющихся навыков и уровня развития;

  • составление заключения, в котором указываются перспективы развития малыша.

2. Определение методов коррекции для каждого индивидуального случая.

3. Коррекционно-воспитательная работа:

  • проведение развивающих занятий индивидуально или в группе;

  • обучение детей чтению по специальным методикам для слепых и слабовидящих;

  • использование психологических техник;

  • помощь детям в развитии восприятия пространства и ориентации в нем (чаще всего педагог использует игровые методы);

  • формирование у детей представлений об окружающем мире (педагог предлагает ребенку способы для его изучения);

  • уроки по развитию зрительного восприятия для детей с сохранным зрением;

  • проведение физкультурных занятий с незрячими и слабовидящими детьми;

  • помощь пациентам в адаптации к обществу.

4. Методическая работа:

  • посещение общеобразовательных занятий, чтобы понять эффективность собственных действий, наблюдая за результатами детей;

  • обучение других педагогов специфике работы со слепыми и слабовидящими.

5. Консультации родителей по любым вопросам, возникающим в процессе обучения детей с нарушенным зрением, рекомендации по воспитанию.

6. Анализ промежуточных и итоговых результатов обучения незрячих и слабовидящих детей.

В работе тифлопедагог использует программы обучения и развития, составленные для особенных детей, применяет специальные инструменты для чтения (например, «говорящие» книги).


Как стать тифлопедагогом?


Методы тифлопедагогики


Многие педагогические вузы страны обучают тифлопедагогов. Если же у вас совсем другое образование, но вы мечтаете работать именно по этой специальности, то можно освоить дистанционные курсы на базе дополнительного образования.

Например, НЦРДО предлагает получить профессию учителя-дефектолога дистанционно. Вы научитесь работать не только со слепыми и слабовидящими, но и сможете помогать пациентам с различными нарушениями речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0