Все родители мечтают, чтобы их ребенок обладал не только базовыми знаниями, но и смекалкой и реакцией, чтобы с легкостью мог решать нетривиальные задачи, которые встречаются в жизни.
Педагогика ТРИЗ обеспечит активное развитие любознательности, воображения, логики. Это уникальный метод, который поможет научиться быстро реагировать, самостоятельно принимать решения, мыслить творчески и логически. Давайте подробно поговорим об этой системе, ее задачах, принципах и методах.
ТРИЗ-педагогика – что это такое и как она появилась?
Теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) называют педагогическую систему, с помощью которой личность обучается способам творчески решать нестандартные задания из разных сфер жизни.
Родоначальником ТРИЗ считается советский фантаст, ученый, инженер Генрих Саулович Альтшуллер, который в 20-м веке досконально изучил более 200000 патентов, чтобы понять, какой алгоритм лежит в основе каждого изобретательства. Выводы этого исследования он использовал в разработке способа решения технических задач для инженеров. Так и появилась теория ТРИЗ. Позднее на ее основе сформировали обучающую методологию, которая сегодня уже применяется по всему миру.
В нашей стране система не использовалась во времена перестройки, но с начала 21-го века вновь получила право на существование. Современное российское образование предоставляет возможность изучать ТРИЗ в обучающих центрах и учреждениях дополнительного образования, а также издается множество методической литературы, по которой можно освоить структурированный подход к задачам и получить инструменты, позволяющие находить нестандартные решения.
На каких принципах построена ТРИЗ-педагогика?
Обучающимся предлагается решить реальную проблему, с которой сталкиваются ученые, бизнесмены, технические служащие. Организовать результативные занятия по ТРИЗ помогут те принципы, на которые опирается система. Перечислим их.
-
Свобода выбора. Не стоит навязывать ученикам четкие регламенты действий, ведь человек с удовольствием делает то, что придумал самостоятельно.
-
Открытость. Нужно обучить методике, но алгоритмы и идеи для решения ученики должны искать сами.
-
Практика. Большое количество задач, экспериментов, опытов и исследований помогут сформировать у обучающихся навыки постоянного поиска новых путей к лучшему результату.
-
Оперативная обратная связь. Наставнику следует регулярно отслеживать интерес учеников к обучению, контролировать процесс занятий, быстро реагировать на все возникающие вопросы.
-
Повышенная мотивация. Ученики должны сами хотеть получить результаты и пользу от своей деятельности.
Основные задачи ТРИЗ
Зачем вообще нужна система решения изобретательских задач школьнику, который итак учится и получает общие знания?
В подростковом возрасте дети, которые владеют ТРИЗ, не воспринимают физику, химию, биологию как скучные предметы, а смотрят на изучение наук как на увлекательное путешествие в мир загадочных фантазий. Такой подросток способен разоблачить фокусы знаменитостей, имеет творческое мышление, но при этом и склонность к технической деятельности (созданию роботов, моделирующих устройств, компьютерных программ).
Если представить, что большинство детей в России будет изучать ТРИЗ, то в будущее можно смотреть достаточно позитивно, ведь это возможность вырастить творческое, интеллектуальное поколение, которое готово к любым трудностям и не теряется перед решением самых сложных задач.
ТРИЗ-педагогика ставит перед собой цель сформировать продуктивное мышление и воспитать творческую личность, подготовленную к сложностям в разных сферах жизни, поэтому основные задачи этой методики следующие:
-
развить у ребят навык составления описаний, рассказов, сказок;
-
улучшить психические процессы (мышление, воображение, память, концентрацию внимания, смекалку, проницательность, навыки анализирования и сравнения);
-
научить детей быстро ориентироваться в разных ситуациях и реагировать на них;
-
воспитать эмпатию, чуткость и эмоциональный интеллект;
-
развить изобретательские способности и умение нестандартно мыслить;
-
научить детей самостоятельно добывать знания;
-
сформировать у учеников эрудицию, восприятие пространства, самодостаточность;
-
улучшить их речевые функции;
-
развить коммуникативные навыки;
-
воспитать личность, имеющую свою точку зрения.
Цели невероятно разнообразны, поэтому не удивительно, что педагогика ТРИЗ включает в себя обширный набор приемов (более ста), которые помогают научиться решать творческие задачи, анализировать ситуацию, уменьшать трудоемкость и улучшать навыки прогнозирования в детском возрасте. Во взрослой жизни ребенок, изучавший эти методики, может использовать их в любой возникшей ситуации.
Какие методы использует ТРИЗ-педагогика?
Приемы и алгоритмы, которые разработаны в рамках ТРИЗ, являются методами решения задач. Если не удается решить задачу с помощью известных очевидных способов, нужно придать ей форму изобретательской, то есть переформулировать ее так, чтобы устранить противоречия и получить идеальный финальный результат.
Для этого нужно:
-
убрать вредные и бесполезные качества;
-
добавить новые, практичные и благотворные качества.
Чтобы сформировать сильное творческое мышление у занимающихся применяются следующие специфические методы:
1. Метод мозгового штурма, при котором главной задачей является найти максимальное количество идей и решений по заданной теме или в течение ограниченного временного срока.
2. Метод синектики основан на идее сделать непривычное привычным, а знакомое чуждым и предполагает подбор аналогов (личностных, прямых, фантазийных, символических).
-
Личностная аналогия предлагает ученику представить себя на месте предмета или явления (например, ребенку дается задание изобразить походку человека, которому жмут ботинки, или представить себя на месте утюга, который забыли выключить).
-
Прямая аналогия основана на поиске идентичных процессов в разных сферах (например, самолет – это аналог комара, а корабль – кита).
-
Фантазийная аналогия предлагает решить проблему с помощью чудес и сказок, для чего игнорируются привычные нам доказательства и законы (например, можно попросить ученика нарисовать свою радость с помощью цветов или солнца).
-
С помощью символической аналогии возможно представить ключевые элементы задачи наглядно (к примеру, с помощью образов, знаков, символов, метафор).
4. Прием каталога, цель которого создать сюжетную линию сказки на основе наугад выбранных героев, действий, предметов. Такой способ поможет научить ребят переносить признаки любого выбранного персонажа на другого носителя.
5. Техника случайных объектов дает возможность найти нестандартное творческое решение с помощью ассоциативных рядов и перенесения ассоциаций на другие объекты (например, можно поменять местами прилагательные совершенно противоположных понятий и посмотреть, что из этого выйдет: пусть цветок станет железным, а дверь ароматной).
Как решить задачу с помощью метода ТРИЗ?
Однозначного ответа у задач в этом виде педагогики быть не может, поскольку предполагается множество вариаций решений. Но есть определенный сценарий, которому рекомендуется следовать, решая задания методом ТРИЗ.
Для начала выбирается ресурс. Важно применять те ресурсы, которые уже озвучены в условиях задачи или которые дадут наиболее продуктивный результат.
Ресурсы бывают:
-
материальными/вещественными (к ним относятся предмет, продукция, прибор, денежные средства и тому подобное);
-
информационными (то есть, сами носители информации и способы ее распространения);
-
человеческими (сам человек, его чувства, мышление, мотивационные ресурсы);
-
энергетическими (представленные тепловой, электромагнитной, квантовой, электрической, атомной энергией).
Также к ресурсам относятся пространство, расстояние, время, культура, традиции, история, природа и другие понятия, которые могут быть полезны в решении.
Приведем простой пример, как решить задачу с использованием ТРИЗ-технологии.
Дано условие задачи:
Перед геологами Аляски стоит серьезная проблема: стая лис перегрызла кабели на геологических измерительных приборах.
Противоречие этой задачи состоит в том, что лисы не должны наносить ущерб людям и грызть провода, но они это делают.
Целью задачи является – найти способ, при использовании которого стая лис перестанет портить приборы.
Решение будет состоять из следующих этапов:
-
Исследование ресурсов. К ним относятся свойства проводов/приборов и любопытство лисиц.
-
Выбор принципа решения задачи. Для этого нужно использовать любой прием ТРИЗ-педагогики. Раз в проблеме принимают участие животные, то лучше всего подойдет такой способ как воздействие на восприятие, с его помощью можно победить лисье любопытство, добавив на провода неприятные вкусовые ощущения (например, перец).
-
Получение результата. Лисы больше не нападают на приборы.
-
Проведение анализа решения. Нужно определить следующие моменты: дорого ли осуществить это решение, возможны ли сбои или нежелательные эффекты.
Освоить все методы ТРИЗ, стать преподавателем этой дисциплины и развивать любознательность и воображение у дошкольников можно на нашем дистанционном курсе повышения квалификации. Вы познакомитесь с основами, техниками и приемами ТРИЗ, научитесь использовать эту систему в воспитательном и образовательном процессах в детском саду, планируя и реализовывая интересные занятия для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов. После обучения и сдачи итогового тестирования вы получите удостоверение установленного образца, которое позволит применять приобретенные знания в дошкольном образовательном учреждении.