-
-
Значение изобразительной деятельности для детей с интеллектуальными нарушениями
-
-
Задачи педагога по изобразительному искусству в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
-
Какие методы и упражнения используют педагоги изо в работе с умственно отсталыми детьми?
Сегодня мы поговорим о том, как педагоги выстраивают уроки изобразительного искусства для осуществления коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
Нарушением интеллекта (умственной отсталостью) у ребенка называют стойкое и необратимое отклонение познавательной деятельности, которое вызвано диффузными и локальными поражениями мозга.
Такой малыш может испытывать трудности с памятью, речью, восприятием, словесно-логическим мышлением, поэтому нуждается в особой поддержке родителей и педагогов. Роль взрослых в том, чтобы помочь ребенку с нарушенным здоровьем адаптироваться в социуме, облегчить его жизнь в мире.
Способен ли ребенок с УО рисовать?
Малыши с умственной отсталостью не проявляют интереса к рисованию без специальных воспитательных действий педагогов. В дошкольном возрасте дети с нарушенным интеллектом могут совершать лишь отдельные манипуляции с карандашом и бумагой, но не способны самостоятельно нарисовать даже простейший рисунок.
Чаще всего изображения таких детей:
-
не имеют определенного сюжета;
-
включают несколько объектов без единой темы или смысла;
-
могут содержать заученные буквы или цифры;
-
состоят из одних и тех же фигур (например, неровных квадратов или кругов).
Но даже при выполнении таких примитивных рисунков у детей с нарушением интеллекта отчетливо выявляются следующие проблемы:
-
отклонения зрительного восприятия;
-
плохо развитая моторика;
-
несогласованность двигательных действий;
-
невозможность контролировать и регулировать движения рук;
-
неумение изображать четкие и точные линии/фигуры.
Причина этих отклонений – нарушенная общая ориентировочная деятельность, а качество графического изображения во многом зависит именно от восприятия и осмысленности.
Значение изобразительной деятельности для детей с интеллектуальными нарушениями
Художественно-изобразительный труд – это воодушевляющая, мотивирующая, наполненная смыслом деятельность, которая развивает у детей зрительный и слуховой вкус, способствует приобретению ими навыков общения с искусством, учит создавать художественные творения.
Современная педагогика и психология используют этот вид деятельности в коррекционной работе с детьми с особенностями здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта. У таких малышей очень важно развивать творческие способности, поскольку при этом:
-
формируются простые общеэстетические ориентиры (красиво/некрасиво);
-
осваиваются средства для рисования;
-
развиваются положительные личностные качества;
-
улучшается моторика рук;
-
развивается фантазия;
-
активизируется самовыражение;
-
приобретается способность к самостоятельным и совместным обучающим занятиям.
Психологи уверяют, что уроки изобразительного искусства для учеников с умственной отсталостью всесторонне развивают их личность и являются отличным способом коррекции психофизических отклонений. Дети познают окружающий мир и реализовывают свои потенциальные способности.
Плюсы рисования для детей с УО
Основными плюсами, которые отмечаются у занимающихся рисованием детей с УО, являются:
-
выход агрессии и других негативных проявлений, которыми часто страдают дети с нарушенным интеллектом;
-
коррекция психики (с помощью рисунка ребенку намного легче выразить внутренние переживания, чем словами);
-
возможность провести диагностику (при анализе нарисованного изображения коррекционный специалист получает информацию о ребенке, его мыслях и желаниях);
-
проработка подавляемых чувств (невербальное выражение ребенка в рисунке способно прояснить его сильные переживания и страхи);
-
установление доверительного контакта между малышом и педагогом;
-
развитие самоконтроля (навык упорядочения цветов и форм в изображении учит внутренне контролировать себя и свои действия);
-
концентрация внимания (уроки изобразительного искусства заставляют сознательно работать тело, развивают наблюдательность и способность к восприятию и созерцанию);
-
положительные сдвиги при выполнении умственных операций;
-
развитие художественных способностей и повышение самооценки (когда у ребенка начинают получаться рисунки, то у него возникает чувство удовлетворения собой);
-
стимулирование воображения и фантазии;
-
повышение настроения (искусство само по себе приносит радость, и интеллектуально ограниченные дети ей тоже не чужды, а уроки, выстроенные в форме игры, дают возможность пошалить, развлечься, посмеяться, обрести друзей).
Нельзя не упомянуть, что процесс рисования развивает не только отдельные психические функции, но и комплексно положительно воздействует на всего человека, стимулируя его на активную познавательную деятельность. Малышу нравится узнавать новое и он стремится освоить как можно больше интересных навыков, а собственные успехи приносят ему искреннюю радость и удовольствие.
Задачи педагога по изобразительному искусству в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
Основная цель педагога – не только научить воспитанников рисовать, но и ослабить нарушения, которые присущи детям с УО, развить глаза, придать твердость рукам, приучить пальцы к более точным и скоординированным движениям.
Для начала учитель определяет те направления коррекционной работы, которые следует применить для развития познавательных навыков у детей с нарушениями. В зависимости от этих данных определяются главные задачи:
-
воспитать интерес к разным видам изобразительной деятельности;
-
познакомить учеников с искусством (графикой, живописью, лепкой и т.д.);
-
обучить детей приемам и методам изображения с использованием вспомогательных материалов.
Когда малыш научится создавать выразительный образ, к нему придет желание оценить полученное изображение и сравнить его с другими картинами и произведениями известных авторов. Ребенок научится видеть прекрасное в жизни, радоваться красивым явлениям природы, сопереживать и сочувствовать. Правильно организованные занятия отразятся и на дисциплинарных навыках ученика: он станет более собранным, внимательным, самостоятельным, ответственным и целеустремленным, а значит, более подготовленным к самостоятельной жизни в обществе.
Рекомендации по построению урока изобразительного искусства
Интеллектуальная недостаточность подразумевает, что малыши плохо ориентируются в пространстве, не могут установить причинно-следственные связи и имеют нарушения речевых функций, поэтому педагог должен владеть разными игровыми методами и приемами обучения изобразительному искусству.
При планировании и реализации занятий следует обязательно учитывать знания учеников о мире, их интерес к жизненным явлениям и имеющийся игровой опыт.
Уроки обычно включают в себя:
-
игру на определение различий предметов по цвету/величине/форме;
-
упражнение, которое формирует у детей представление о пространственных признаках;
-
упражнение, которое формирует технические навыки и изобразительные умения.
Характерно то, что ученики верно выполняют задание, если педагог наглядно показывает этапы построения изображения, подробно объясняет и дает развернутые указания. Чтобы сформировать у детей четкое представление о предмете, который нужно нарисовать, нужно провести предварительный урок по его рассмотрению. Например, ребята очень обрадуются и легко запомнят форму, цвет и величину шара, если на урок к ним заглянет плюшевая лисичка с шариком яркого цвета в руке.
Также следует учитывать, что ученики с особенностями здоровья плохо ориентируются в пространстве, и на рисунке это тоже может отразиться. Некоторые дети начинают раскрашивать изображения, еще не закончив рисовать детали. Поэтому так важно тщательно следить за всеми этапами выполнения заданий, чтобы выработать у малышей привычку к последовательности действий.
Какие методы и упражнения используют педагоги изо в работе с умственно отсталыми детьми?
На своих уроках учитель изобразительного искусства дает ученикам инструкции в виде:
-
устных разъяснений и рекомендаций;
-
демонстрации готовых рисунков и схематичных изображений;
-
зарисовок на доске в процессе объяснения.
Эмоциональный окрас уроков очень важен, поскольку дети с умственной отсталостью не рисуют в свободное время, не дорожат своими работами, не хранят их, а на занятиях по рисованию лишь починяются требованию педагога.
Игра – это основная деятельность ребенка, поэтому она должна присутствовать в каждом уроке, а приемам, которые использует учитель в работе, тоже обязательно нужно придать форму игры или соревнования.
Основные методы следующие:
Способы для сохранения интереса детей к урокам при монотонной деятельности
Часто детям даются задания по выполнению однообразных действий. Да, они не вызывают интерес у ребят, но являются необходимыми для закрепления навыков. Чтобы такие уроки не были скучными и несли в себе положительный заряд даже для учеников, которые пока не умеют рисовать, каждое занятие превращается в увлекательную игру. Например, рисование волнистых линий можно обыграть как большой шторм и множество волн в океане.
Наглядная демонстрация
Если на занятии требуется нарисовать гриб, то хорошим решением будет сводить детей в лес, чтобы помочь белке собрать запасы на зиму, показать, как выглядят грибы, дополнив наглядный урок соответствующими картинками и рассказами.
Совместное рисование учеников
Коллективное творчество можно организовать на большом листе бумаги. Такой урок имеет много плюсов:
-
налаживается общение в группе;
-
дети не испытывают сложности при выборе темы (в коллективе намного легче решить, что рисовать, чем в одиночестве);
-
замкнутые малыши радуются, если им удается удачно изобразить какой-то элемент на общем рисунке.
Обыгрывание изображения с помощью игрушек
На рисунок поляны с цветами может прискакать заяц или прилететь бабочка – так собственное изображение «оживет» для малыша, а урок оставит стойкие положительные воспоминания.
Помощь персонажам и героям сказок
Дети легко откликаются и с удовольствием выполняют задания, которые помогут любимым персонажам справиться с проблемой: нарисовать ровную дорогу, чтобы медвежонку было легче идти; помочь белочке найти орешки на дереве; осветить ночное небо Луной, чтобы лисенок нашел дорогу домой и т.д.
Подведение итогов урока
В конце занятия можно организовать выставку рисунков, ведь малышу всегда интересно, что нарисовал его сосед по парте. Обязательно нужно похвалить детей, которым особенно удалось изображение предметов или элементов, разобрать ошибки, отметить аккуратность рисунков.
Это лишь часть приемов, которые оказывают благотворное влияние на изобразительные способности и развитие детей. От разнообразия методов, которые используются на занятиях, зависит не только интерес учеников к урокам, но и качество их творений.
Получить знания в области преподавания предмета «Искусство» и освоить самые современные методы работы с обучающимися с нарушением интеллекта можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы освоите способы организации процесса обучения детей с УО в соответствии с требованиями ФГОС, а после получения диплома сможете сразу начать работать и помогать малышам с особенностями здоровья развивать свои способности и нравственные качества.
Детское творчество обязательно следует поощрять, в какой бы форме оно не выражалось. Рисование, лепка, конструирование – все это дает возможность малышам рассказать миру, что их волнует, чего они хотят, что любят в этой жизни.