- Что изучает логопедия?
- Основные задачи логопедии как науки
- При помощи каких научных методов достигаются цели в логопедии?
- Как связана логопедия с другими науками?
- Цели практической логопедии и требования к личности логопеда
Правильная и богатая речь – это важное условие всестороннего развития ребенка. Чем лучше он разговаривает и чем больше его словарный запас, тем легче ему высказать свои мысли, иметь свою точку зрения, общаться с окружающими, учиться и познавать мир. Поэтому чистота речи и нормальные сроки ее формирования являются значимой целью образовательного и воспитательного процессов.
Сегодня мы поговорим о педагогической науке, которая изучает и предупреждает речевые нарушения, – о логопедии. Узнаем, каковы ее основные задачи и цели, а также поговорим о методах, при помощи которых эти цели достигаются.
Что изучает логопедия?
Слово «логопедия» включает в себя корни греческих слов: «logos» («слово», «речь»), «paideia» («воспитание», «обучение»), то есть означает «воспитать правильное произношение слов».
Поэтому можно говорить, что логопедия – это наука, в первую очередь, педагогическая, изучающая нарушения речи и формирующая методы обнаружения, предупреждения и коррекции этих нарушений. Основная цель этого направления – разработать и научно обосновать систему обучения и воспитания, которая поможет детям и взрослым, страдающим речевыми патологиями.
Поздно сформированную речь и заболевания, которые не дают правильно и вовремя развиваться, изучают не только логопеды, но и физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и другие специалисты смежных научных областей. Каждый из этих ученых рассматривает нарушения речи соответственно знаниям своего научного направления.
Логопедия изучает речевые расстройства с позиции особого обучения, поэтому она относится к специальной педагогике. Это научное направление может похвастаться реальными достижениями и успехами, в ее основе лежат исследования и выводы отечественных и зарубежных ученых.
Подытожив, можно говорить о том, что логопедия изучает:
-
причину нарушений;
-
механизмы, влияющие на речевые функции;
- сопутствующие симптомы;
-
структуру расстройств речи;
- методы диагностики, устранения и предупреждения нарушений.
Логопедия обязательно учитывает возраст людей, поэтому может быть дошкольной, школьной, а также подростковой и взрослой.
Основные задачи логопедии как науки
Из определения логопедии можно выделить ее основные цели и задачи:
-
изучить нормы и отклонения периода формирования человеческой речи (начиная от произношения первых звуков ребенком до полноценно оформленной речи во взрослом возрасте);
-
определить уровень распространенности речевых расстройств и их симптомы;
-
понять, какова структура нарушений речи и какое влияние расстройства оказывают на психическое развитие детей и их поведение;
-
разработать способы диагностирования речевых патологий;
-
выработать научно обоснованные принципы, а также методы коррекции и предупреждения разных форм нарушений речевой деятельности;
-
исследовать закономерность логопедического обучения и воспитания детей, имеющих речевые расстройства;
-
выяснить особенности формирования речи и ее дисфункций у детей с нарушениями интеллектуального уровня, слуховых и зрительных функций, опорно-двигательного аппарата и с другими особенностями здоровья;
-
усовершенствовать способы профилактики нарушений речи;
-
организовать эффективную логопедическую помощь людям.
Все эти задачи являются как теоретическими, так и практическими. Их теоретическая составляющая – это исследование нарушений речи и создание методов их диагностики, устранения, способов профилактики. А практическая – проведение конкретных действий для помощи людям по этим теоретическим задачам (диагностика, устранение, профилактика).
При помощи каких научных методов достигаются цели в логопедии?
Чтобы решить поставленные задачи необходимо:
-
организовать сравнение, изучение особенностей речевых расстройств;
-
при помощи исследований, наблюдений, тестирования и бесед осуществить сбор данных;
-
обработать полученную информацию;
-
обеспечить взаимосвязь теории и практики;
-
распространить логопедические знания среди населения;
-
привлекать к сотрудничеству специалистов смежных наук (педагогов, врачей, психологов, лингвистов).
Как связана логопедия с другими науками?
Проведение логопедических исследований и действий невозможно без других наук. С какими же науками логопедии необходимо «сотрудничать» для успешного решения своих задач?
- С дошкольной педагогикой (поскольку основной объект исследования и коррекционного воздействия – это ребенок).
- С психологией и психодиагностикой (внимание, память, особенности мышления, характера и поведения непосредственно влияют на речевые функции, поэтому знание психологических наук дает возможность логопедам установить доверительный контакт с пациентом, выявить и скорректировать нарушения, отличить речевые расстройства от расстройств психики, увидеть не только проблему речи, а всю личность в целом).
- С физиологией и анатомией (данные этих наук используются в логопедии при выявлении причин речевых патологий и их ликвидации, а также в осуществлении учебных и воспитательных процессов детей и взрослых, перенесших тяжелые заболевания, вызвавшие нарушения).
- С социологией (значительное влияние на речевые способности оказывают особенности социальной среды и условий, в которых живет человек).
- С лингвистическими науками (фонетика, лексика и грамматика необходимы человеку, чтобы точно выразить свои мысли и чувства, а логопеду такие знания помогают поставить верный диагноз и помочь пациентам усвоить нормы языка).
- С оториноларингологией (данные о нарушениях слуховых функций также позволят верно выстроить логопедическую работу).
- С офтальмологией (слабовидящие или слепые люди часто имеют проблемы с речью, поэтому знания офтальмологии помогут разработать воспитательный и обучающий процесс коррекции речи для лиц с нарушенным зрением).
- С невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении (такие знания помогут специалисту понять причину недуга, позволят грамотно диагностировать расстройства речи и провести логопедическое воздействие на детей с особенностями здоровья).
Цели практической логопедии и требования к личности логопеда
Роль логопеда в жизни детей и взрослых весома и ответственна. Именно логопед предупреждает появление речевых дефектов в раннем возрасте и исправляет имеющиеся нарушения.
Логопед на практике должен решать следующие важные задачи:
- своевременное выявление речевых расстройств и их устранение при помощи коррекционных методов;
- исправление произношения;
- выработка навыков восприятия, понимания и связности речи;
- обогащение словарного запаса;
- профилактика нарушений для формирования у малышей правильной речи;
- подготовка детей к чтению и письму;
- восстановление утраченных функций речи у людей, перенесших инсульт или травму.
В своих действиях специалист обязательно должен учитывать закономерности детской и взрослой речи, возраст и индивидуальные особенности психики и физического здоровья пациентов. Поэтому логопеду необходимо знать:
- неврологические признаки речевых расстройств;
- психопатологии в детском возрасте;
- формы психических нарушений;
- способы диагностирования нарушений;
- приемы коррекции и устранения речевых патологий;
- методы обучения детей с расстройствами речи.
Такие знания помогут верно определить речевое нарушение и выбрать наиболее подходящий к конкретному случаю метод коррекции.
Логопед – это первый учитель ребенка, который создает фундамент его будущей успешной жизни, формируя навыки владения правильной и богатой речью, поэтому личностные качества специалиста не менее важны, чем научные знания.
Логопед должен быть нравственным, толерантным, зрелым человеком с активной жизненной позицией и желанием постоянно обучаться. Логопед – это человек, который увлечен своей профессией, искренне любит детей и желает им помогать, он требователен к себе и окружающим, выдержан и самокритичен, имеет богатое воображение, любознателен и наблюдателен, способен нести ответственность за свои решения и действия.
Конечно, очень важно, чтобы речь самого специалиста была примером для окружающих (не только малышей, но и взрослых).
Полноценно изучить методы коррекционно-педагогической и логопедической работы и получить специальность учителя-логопеда можно на нашем курсе профессиональной переподготовки. Программа обучения имеет удобный дистанционный формат и дает слушателям возможность полноценно освоить специальную психологию и коррекционную логопедию для осуществления успешной работы с детьми и взрослыми, имеющими отклонения речевых функций. После получения диплома вы сможете не только помогать людям, страдающим нарушениями речи, но и их семьям справиться с психологической нагрузкой.