Top.Mail.Ru
Основные задачи логопедии
Поделиться:

Задачи и цели логопедии как науки

Задачи и цели логопедии как науки


Что является целью логопедии?


Правильная и богатая речь – это важное условие всестороннего развития ребенка. Чем лучше он разговаривает и чем больше его словарный запас, тем легче ему высказать свои мысли, иметь свою точку зрения, общаться с окружающими, учиться и познавать мир. Поэтому чистота речи и нормальные сроки ее формирования являются значимой целью образовательного и воспитательного процессов.

Сегодня мы поговорим о педагогической науке, которая изучает и предупреждает речевые нарушения, – о логопедии. Узнаем, каковы ее основные задачи и цели, а также поговорим о методах, при помощи которых эти цели достигаются.


Что изучает логопедия?



Что является целью логопедии?


Слово «логопедия» включает в себя корни греческих слов: «logos» («слово», «речь»), «paideia» («воспитание», «обучение»), то есть означает «воспитать правильное произношение слов».

Поэтому можно говорить, что логопедия – это наука, в первую очередь, педагогическая, изучающая нарушения речи и формирующая методы обнаружения, предупреждения и коррекции этих нарушений. Основная цель этого направления – разработать и научно обосновать систему обучения и воспитания, которая поможет детям и взрослым, страдающим речевыми патологиями.

Поздно сформированную речь и заболевания, которые не дают правильно и вовремя развиваться, изучают не только логопеды, но и физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и другие специалисты смежных научных областей. Каждый из этих ученых рассматривает нарушения речи соответственно знаниям своего научного направления.

Логопедия изучает речевые расстройства с позиции особого обучения, поэтому она относится к специальной педагогике. Это научное направление может похвастаться реальными достижениями и успехами, в ее основе лежат исследования и выводы отечественных и зарубежных ученых.

Подытожив, можно говорить о том, что логопедия изучает:

  • причину нарушений;

  • механизмы, влияющие на речевые функции;

  • сопутствующие симптомы;
  • структуру расстройств речи;

  • методы диагностики, устранения и предупреждения нарушений.

Логопедия обязательно учитывает возраст людей, поэтому может быть дошкольной, школьной, а также подростковой и взрослой.


Основные задачи логопедии как науки


Что является целью логопедии?


Из определения логопедии можно выделить ее основные цели и задачи:

  1. изучить нормы и отклонения периода формирования человеческой речи (начиная от произношения первых звуков ребенком до полноценно оформленной речи во взрослом возрасте);

  2. определить уровень распространенности речевых расстройств и их симптомы;

  3. понять, какова структура нарушений речи и какое влияние расстройства оказывают на психическое развитие детей и их поведение;

  4. разработать способы диагностирования речевых патологий;

  5. выработать научно обоснованные принципы, а также методы коррекции и предупреждения разных форм нарушений речевой деятельности;

  6. исследовать закономерность логопедического обучения и воспитания детей, имеющих речевые расстройства;

  7. выяснить особенности формирования речи и ее дисфункций у детей с нарушениями интеллектуального уровня, слуховых и зрительных функций, опорно-двигательного аппарата и с другими особенностями здоровья;

  8. усовершенствовать способы профилактики нарушений речи;

  9. организовать эффективную логопедическую помощь людям.

Все эти задачи являются как теоретическими, так и практическими. Их теоретическая составляющая – это исследование нарушений речи и создание методов их диагностики, устранения, способов профилактики. А практическая – проведение конкретных действий для помощи людям по этим теоретическим задачам (диагностика, устранение, профилактика).


При помощи каких научных методов достигаются цели в логопедии?



Что является целью логопедии?


Чтобы решить поставленные задачи необходимо:

  • организовать сравнение, изучение особенностей речевых расстройств;

  • при помощи исследований, наблюдений, тестирования и бесед осуществить сбор данных;

  • обработать полученную информацию;

  • обеспечить взаимосвязь теории и практики;

  • распространить логопедические знания среди населения;

  • привлекать к сотрудничеству специалистов смежных наук (педагогов, врачей, психологов, лингвистов).


Как связана логопедия с другими науками?



Что является целью логопедии?


Проведение логопедических исследований и действий невозможно без других наук. С какими же науками логопедии необходимо «сотрудничать» для успешного решения своих задач?

  • С дошкольной педагогикой (поскольку основной объект исследования и коррекционного воздействия – это ребенок).
  • С психологией и психодиагностикой (внимание, память, особенности мышления, характера и поведения непосредственно влияют на речевые функции, поэтому знание психологических наук дает возможность логопедам установить доверительный контакт с пациентом, выявить и скорректировать нарушения, отличить речевые расстройства от расстройств психики, увидеть не только проблему речи, а всю личность в целом).
  • С физиологией и анатомией (данные этих наук используются в логопедии при выявлении причин речевых патологий и их ликвидации, а также в осуществлении учебных и воспитательных процессов детей и взрослых, перенесших тяжелые заболевания, вызвавшие нарушения).
  • С социологией (значительное влияние на речевые способности оказывают особенности социальной среды и условий, в которых живет человек).
  • С лингвистическими науками (фонетика, лексика и грамматика необходимы человеку, чтобы точно выразить свои мысли и чувства, а логопеду такие знания помогают поставить верный диагноз и помочь пациентам усвоить нормы языка).
  • С оториноларингологией (данные о нарушениях слуховых функций также позволят верно выстроить логопедическую работу).
  • С офтальмологией (слабовидящие или слепые люди часто имеют проблемы с речью, поэтому знания офтальмологии помогут разработать воспитательный и обучающий процесс коррекции речи для лиц с нарушенным зрением).
  • С невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении (такие знания помогут специалисту понять причину недуга, позволят грамотно диагностировать расстройства речи и провести логопедическое воздействие на детей с особенностями здоровья).


Цели практической логопедии и требования к личности логопеда


Что является целью логопедии?


Роль логопеда в жизни детей и взрослых весома и ответственна. Именно логопед предупреждает появление речевых дефектов в раннем возрасте и исправляет имеющиеся нарушения.

Логопед на практике должен решать следующие важные задачи:

  • своевременное выявление речевых расстройств и их устранение при помощи коррекционных методов;
  • исправление произношения;
  • выработка навыков восприятия, понимания и связности речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • профилактика нарушений для формирования у малышей правильной речи;
  • подготовка детей к чтению и письму;
  • восстановление утраченных функций речи у людей, перенесших инсульт или травму.

В своих действиях специалист обязательно должен учитывать закономерности детской и взрослой речи, возраст и индивидуальные особенности психики и физического здоровья пациентов. Поэтому логопеду необходимо знать:

  • неврологические признаки речевых расстройств;
  • психопатологии в детском возрасте;
  • формы психических нарушений;
  • способы диагностирования нарушений;
  • приемы коррекции и устранения речевых патологий;
  • методы обучения детей с расстройствами речи.

Такие знания помогут верно определить речевое нарушение и выбрать наиболее подходящий к конкретному случаю метод коррекции.

Логопед – это первый учитель ребенка, который создает фундамент его будущей успешной жизни, формируя навыки владения правильной и богатой речью, поэтому личностные качества специалиста не менее важны, чем научные знания.

Логопед должен быть нравственным, толерантным, зрелым человеком с активной жизненной позицией и желанием постоянно обучаться. Логопед – это человек, который увлечен своей профессией, искренне любит детей и желает им помогать, он требователен к себе и окружающим, выдержан и самокритичен, имеет богатое воображение, любознателен и наблюдателен, способен нести ответственность за свои решения и действия.

Конечно, очень важно, чтобы речь самого специалиста была примером для окружающих (не только малышей, но и взрослых).

Полноценно изучить методы коррекционно-педагогической и логопедической работы и получить специальность учителя-логопеда можно на нашем курсе профессиональной переподготовки. Программа обучения имеет удобный дистанционный формат и дает слушателям возможность полноценно освоить специальную психологию и коррекционную логопедию для осуществления успешной работы с детьми и взрослыми, имеющими отклонения речевых функций. После получения диплома вы сможете не только помогать людям, страдающим нарушениями речи, но и их семьям справиться с психологической нагрузкой.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0