Top.Mail.Ru
ABA-терапия (метод прикладного анализа поведения): от теории к практике. НЦРДО.
Поделиться:

ABA-терапия

ABA-терапия
ABA-терапия ABA-терапия



Аутизм — это нарушение психического развития, которое затрагивает способность человека общаться и взаимодействовать с окружающим миром. По данным ВОЗ, у 1 из 160 детей в мире есть расстройство аутистического спектра (РАС). В России, по данным Министерства здравоохранения, более 300 тыс. детей имеют РАС. К таким малышам сложно найти подход, они часто испытывают тревогу, раздражение, агрессию, могут сталкиваться с трудностями в обучении и социализации.

К счастью, существует методика, способная помочь не только аутистам, но и детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и другими психическими расстройствами, а также ребятам без диагнозов, но с поведенческими нарушениями. Это ABA-терапия, в основе которой лежит понимание причин и последствий поведенческих реакций. В этой статье мы расскажем о том, что это за метод и как стать в нем специалистом.

Что такое ABA-терапия


ABA-терапия ABA-терапия

ABA-терапия («applied behavior analysis» — в переводе «прикладной анализ поведения») —  научно обоснованный подход к коррекции образа действий, основанный на принципах бихевиоризма (бихевиоризм — это направление в психологии, изучающее поведение как результат воздействия внешних стимулов и последствий).

Суть ABA-терапии заключается в том, что поведение человека можно изменить, если систематически подкреплять желательный образ действий и игнорировать или уменьшать нежелательный. Подкрепление — это любой стимул, который увеличивает вероятность повторения поведения в будущем. Это может быть похвала, улыбка, игрушка, сладость или любая другая вещь, которая приносит удовольствие ребенку. Уменьшение проявляется в отсутствии подкрепления или негативных последствиях за нежелательное поведение: игнорировании, прекращении игры или выражении неодобрения.

ABA-терапия представляет собой комплекс индивидуальных программ, которые разрабатываются в соответствии с потребностями и целями каждого ребенка. Программы состоят из конкретных задач, которые ребенок должен выполнить под руководством терапевта или родителя. Эти задачи могут быть разного уровня сложности, они направлены на формирование различных навыков: коммуникативных, социальных, бытовых, учебных и т.д.

Для кого подходит ABA-терапия


ABA-терапия ABA-терапия


ABA-терапия чаще всего используется для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Исследования показывают, что методика способствует развитию речи, социализации и самостоятельности детей аутистов. Кроме того, ABA-терапия помогает снизить частоту и интенсивность проблемного поведения, такого как агрессия, самоповреждение, стереотипия и т.д.

Однако ABA-терапия подходит не только для детей аутистов. Она может быть полезна и для малышей с другими нарушениями развития, например, с синдромом Дауна, ДЦП, ЗПР, а также для детей без диагнозов, но с трудностями в поведении и обучении. Методика может помочь сформировать или улучшить такие навыки, как:

  • самообслуживание: одевание, еда, гигиена, туалет;

  • коммуникация: речь, жесты, письмо, чтение;

  • социализация: контакт глазами, улыбка, приветствие, игра;

  • учеба: внимание, память, логика;

  • поведение: соблюдение правил, управление эмоциями, решение конфликтов.

Как проходят занятия


ABA-терапия ABA-терапия


Занятия по ABA-терапии проводят специалисты, имеющие образование и сертификацию в области прикладного анализа поведения. Они называются ABA-терапевтами или поведенческими аналитиками. ABA-терапевты могут работать самостоятельно, так и в команде с другими специалистами: проводить занятия в рамках курса может психолог, логопед, дефектолог по поведенческим навыкам.

Занятия могут проходить в разных условиях: дома, в развивающем центре, в школе. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка, ABA-терапия может занимать от нескольких часов до нескольких десятков часов в неделю. Обычно курс терапии включает в себя следующие этапы:

  1. Оценка. Специалист наблюдает за ребенком, собирает и анализирует информацию о его поведении, интересах, мотивации и потребностях, проводит стандартизированные тесты для определения уровня развития маленького пациента в разных областях.

  2. Планирование. На этом этапе специалист разрабатывает индивидуальную программу для ребенка, определяя цели, задачи, методы и критерии успеха. Программа может быть скорректирована в процессе работы в зависимости от прогресса или трудностей малыша.

  3. Реализация. ABA-терапевт проводит занятия с ребенком по программе, используя разные техники и стратегии методики. Основные — это дискретный пробный тренинг (ДПТ), невербальная и вербальная имитация (НВИ и ВВИ), анализ вербального поведения (АВП), обучение социальным навыкам (ОСН). Кроме того, специалист обучает родителей, как использовать принципы ABA-метода в повседневной жизни.

  4. Оценка результатов. Сбор данные о поведении ребенка на занятиях и их анализ. Специалист определяет степень достижения целей и задач программы, выявляет сильные и слабые стороны маленького пациента, а также факторы, которые способствуют или мешают его развитию. Он дает обратную связь родителям, рассказывает о том, как они могут поддерживать и развивать навыки ребенка.

Занятия ABA-терапией проходят в индивидуальной или групповой форме в зависимости от потребностей и возможностей ребенка. Главная цель — научить малыша применять новые навыки в разных ситуациях и с разными людьми. Терапевт использует специальные бланки, где отмечает выполнение заданий и реакцию ребенка на поощрения или наказания. Таким образом, он анализирует эффективность своих действий и корректирует программу обучения. На занятиях могут присутствовать родители или другие члены семьи. Они могут наблюдать за процессом и задавать вопросы терапевту, однако не должны вмешиваться в работу или отвлекать ребенка. Кроме того, родители должны выполнять домашние задания с маленьким пациентом и поддерживать его в процессе обучения. Количество занятий, необходимых для достижения показателей нормы интеллекта и нормотипичного поведения, рассчитывается индивидуально. Как правило, специалисты рекомендуют заниматься не менее 40 часов в неделю. 

Результаты применения методики зависят от индивидуальных особенностей малыша, его возраста, уровня развития и продолжительности терапии. Однако можно смело сказать, что ABA-терапия дает детям с РАС возможность лучше понимать себя и мир вокруг.

Как стать специалистом по ABA-терапии


ABA-терапия ABA-терапия


Для того, чтобы стать специалистом по ABA-терапии, необходимо иметь высшее образование в области психологии, педагогики, дефектологии или смежных дисциплин. Также необходимо пройти специальное обучение по ABA-терапии и получить сертификат, подтверждающий квалификацию. В России существует несколько организаций, которые проводят курсы по ABA-терапии и выдают дипломы. Одна из них — это Национальный центр развития дистанционного образования (НЦРДО), и мы приглашаем вас курс «Прикладной анализ поведения: коррекция поведенческих расстройств и развитие адаптивных форм поведения».

Курс рассчитан на 6 месяцев и включает в себя теоретические и практические занятия по основам ABA-терапии, методам работы с детьми с разными нарушениями развития, а также самостоятельную работу и контрольные задания. По окончании курса вы получите диплом, который дает право вести профессиональную деятельность в сфере дефектологии. Вы обретете не только знания, но и возможность стать частью профессионального сообщества.

Специалист по ABA-терапии может рассчитывать на высокий уровень дохода и профессионального роста. По данным сайта Glassdoor, средняя зарплата ABA-терапевта в США составляет 39 174 доллара в год. В России таких данных нет, но можно предположить, что спрос на таких специалистов будет расти в связи с увеличением числа детей с РАС и поведенческими нарушениями. Конечно, это не только высокооплачиваемая, но и благородная профессия, которая позволяет помогать детям и их семьям преодолевать трудности и находить радость в жизни.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0