- Что такое адаптация и сколько времени она занимает?
- Стадии адаптации к новой обстановке
- От чего зависит адаптация?
- Как ускорить этап адаптации новых сотрудников?
- Признаки дезадаптации
- Как понять, что адаптация прошла успешно?
- Советы психологов: как себя вести, чтобы быстро адаптироваться в коллективе
Оказаться в незнакомом коллективе всегда непросто – невозможно угадать, что именно тебя ждет и какие люди будут окружать, примут ли тебя радушно или будут сторониться.
Какие существуют этапы адаптации в новом коллективе, как себя вести, чтобы быстро привыкнуть к людям и незнакомым правилам, как не стать изгоем, но и не растерять свои личностные качества – расскажем в этой статье.
Что такое адаптация и сколько времени она занимает?
Адаптация – это период приспособления человека к правилам и нормам, сложившимся внутри незнакомого коллектива. И неважно, школьник ты или опытный сотрудник, переживаний и волнений все равно не избежать. Психологи уверяют, что лишь единицы способны сразу включиться в работу на новом месте, не испытывая стресс и неудобства. Большинству же людей для адаптации к новым условиям потребуются месяцы.
Сроки адаптации к новой обстановке и людям у всех разные. В среднем уходит около года при первом трудоустройстве и от одного до четырех месяцев при последующих. Не все организации уделяют должное внимание адаптации, хотя по статистике большинство людей, которые увольняются с работы в первые полгода, принимают это решение в течение двух недель после поступления на работу. Ускорить адаптацию могут специальные тренинги, игры, закрепление за новичком опытного наставника.
Стадии адаптации к новой обстановке
Обычно адаптация к условиям и коллективу у детей и взрослых проходит следующие стадии:
-
Ознакомление (длится примерно от одного месяца). На этом этапе человек знакомится с новыми обязанностями, правилами жизни в группе, корпоративной культурой, целями компании. Попавшему в новые условия очень важно при помощи наблюдения узнать как можно больше о коллективе и его задачах, ведь понимание всех нюансов придаст уверенности и обеспечит ощущение безопасности в незнакомой обстановке.
-
Приспособление (длится от месяца до года). Можно перестать наблюдать и начать действовать и общаться: практиковать навыки, которым вы научились у более опытных коллег в период ознакомления, называть сотрудников по именам.
-
Ассимиляция. Это стадия, на которой человек осознает свое место в группе и зону своей ответственности, усваивает нормы и правила компании, выстраивает формальные и неформальные отношения в коллективе.
-
Идентификация – этап максимального понимания своих рабочих обязанностей, на котором тревоги заканчиваются и наступает стабилизация рабочего процесса.
Необходимо понимать, что человек, попав в новый коллектив, может предполагать, что у него ничего не получится, что он не справится с новыми обязанностями и не найдет подход к незнакомым людям. Это не так. Следует набраться терпения и действовать. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, ведь зная особенности адаптационного периода, легче справиться с возникшими трудностями и преодолеть это непростое время с наименьшими для себя потерями.
От чего зависит адаптация?
Адаптация в новом коллективе может пройти легче и быстрее, если:
-
компания готова к приходу новых людей;
-
группа небольшая и существует возможность уделить новому человеку достаточно внимания;
-
организация может похвастаться логичной корпоративной культурой;
-
в коллективе благоприятный психологический климат;
-
руководство применяет техники мотивации для новых работников;
-
у самого сотрудника развиты коммуникативные навыки, присутствует желание стать частью нового коллектива;
- навыки новичка соответствуют предъявляемым требованиям компании.
Как ускорить этап адаптации новых сотрудников?
Уже на этапе найма работодатель вкладывает в сотрудника денежные и временные ресурсы, поэтому так важно, чтобы адаптация прошла успешно и с обоюдным пониманием. Ускорить этап освоения новых работников в коллективе можно, если следовать следующим советам:
-
обязательно представлять новых сотрудников коллективу;
-
проводить для новичков ознакомительную экскурсию, показывая, где находятся столовая, комнаты отдыха и другие необходимые помещения;
-
следить за соблюдением в коллективе режима труда и отдыха;
-
обозначать четкие правила поведения в рабочее время (пользование гаджетами, дресс-код, графики дедлайнов и совещаний);
-
разрабатывать и внедрять корпоративную этику;
-
рассказывать, как именно в компании организован обмен информацией;
-
проводить обучение, тренинги, игры;
-
закреплять за новичком опытного наставника, который сможет ответить на любой вопрос;
-
обеспечивать обратную связь с непосредственным руководителем.
Если компания большая, не лишним будет продублировать всю необходимую информацию и контакты сотрудников и руководителей в памятке, которую можно выслать новому человеку на электронную почту.
Признаки дезадаптации
По всей вероятности, сотрудник не смог адаптироваться в коллективе, если:
-
у него наблюдается низкая работоспособность;
-
он в плохих отношениях с коллегами;
-
пренебрегает нормами и правилами, сложившимися в коллективе;
-
систематически нарушает дисциплину;
-
безынициативен, зависит от наставника или более опытных сотрудников.
Как помочь сотрудникам влиться в коллектив – можно узнать на наших дистанционных курсах. Знание основ психологии даст необходимые инструменты для помощи себе или новичкам в вопросах адаптации.
Как понять, что адаптация прошла успешно?
Можно считать, что сотрудник благополучно влился в новый коллектив, если он:
-
ощущает, что занимается полезным и нужным делом;
-
чувствует себя частью коллектива;
-
пользуется доверием и уважением других сотрудников;
-
видит будущие варианты своего развития в коллективе;
-
принимает и разделяет корпоративную этику компании;
- тепло и с удовольствием общается с членами группы.
Советы психологов: как себя вести, чтобы быстро адаптироваться в коллективе
Психологи советуют новичкам придерживаться следующих правил:
-
Не стесняйтесь представляться и рассказывать о себе.
-
Не пытайтесь всех поразить своими умениями в первые же дни знакомства. Целесообразней будет оглядеться и обнаружить хорошие качества других людей, а время продемонстрировать свои таланты еще будет, когда все вы привыкнете друг к другу.
-
Если вы смущаетесь быть в центре внимания, задавайте ознакомительные вопросы сами.
-
Не пытайтесь понравиться всем без исключения, это в принципе невозможно.
-
Старайтесь быть искренни и честны, люди быстро обнаружат лицемерие и тогда вряд ли смогут вам доверять.
-
Будьте вежливы и приветливы, но не навязывайтесь другим. Помните, что ваша активность не должна равняться нахальству.
-
Обустройте свое рабочее место, придерживаясь своих желаний и концепции компании.
-
Приготовьтесь к разной реакции людей на ваше появление. Помните, что все люди индивидуальны: возможно, застенчивые будут вас избегать, а общительные – проявлять активность.
-
Проявите инициативу, попробуйте завязать ненавязчивый приятный разговор с коллегой. Можно поинтересоваться, как прошли его выходные, или сделать искренний комплимент.
-
Демонстрируйте уверенность и желание общаться. Для этого даже не обязательно разговаривать, ведь существует язык тела. Если вы зажаты – люди это почувствуют и будут избегать контактов с вами. Поэтому старайтесь держаться уверенно и прямо, не сутультесь, не отводите глаза при разговоре, улыбайтесь собеседнику.
-
Не отказывайтесь от собственной системы ценностей и убеждений.
-
Изучайте психологию для наилучшего понимания себя и людей в нестандартных ситуациях.
-
Если вас критикуют или отчитывают по рабочим вопросам, поблагодарите за замечания и исправьте ошибку. Но стоит также напомнить, что вы еще проходите адаптацию и вам потребуется некоторое время и помощь, чтобы тщательно разобраться в рабочих вопросах и не допускать погрешностей.
Помните, что в период адаптации очень важно продемонстрировать не только свою заинтересованность и желание обучаться и общаться, но и свою независимость и неповторимость. Не нужно в ущерб своим принципам угождать коллегам и слепо подчиняться начальству. Все просто: если вы не курите, то не следует составлять курильщикам компанию, а если любите народные песни – не стоит навязывать свои предпочтения другим, громко включая радио в обеденный перерыв. Оставайтесь собой, но при этом уважайте других, и тогда вы быстро ощутите комфорт и найдете в коллективе свое место.