В наш век, когда так популярны гаджеты и телевидение, людям катастрофически не хватает разнообразных ощущений. Необходимая положительная нагрузка на органы чувств нужна нам для развития памяти, мышления, внимания и речи, для расширения мировоззрения и познавательных способностей. Особенно в этом нуждаются дети.
Но выход есть! Восполнить этот дефицит нам помогает сенсорная комната! Расскажем, что это такое, каких видов бывают комнаты, для чего они нужны и чем могут быть полезны людям сенсорные эксперименты.
Описание сенсорной комнаты
Комната с сенсорным оборудованием становится все более популярной в детских садах, школах, центрах инклюзивного образования и других развивающих пространствах. Современные дефектологи, педагоги и психологи уже не мыслят свои коррекционные занятия и тренинги без этого инструмента.
Под сенсорной комнатой подразумевается особым образом организованное помещение, наполненное стимуляторами, предназначенными для воздействия на органы чувств. Нахождение в такой среде не только помогает успокоиться и расслабиться, но и дает тонизирующий и стимулирующий эффекты.
В чем же тут секрет и как это работает? Все просто: у всех нас есть органы чувств, которые воспринимают определенные сигналы и реагируют на сочетание стимулов.
Например:
-
глаза дадут реакцию на световые и цветовые импульсы (мягкая светотерапия используется для успокоения, а яркое освещение поспособствует активному возбуждению; цветовые решения тоже применяются: к примеру, красные гаммы простимулируют действия, а желтые приведут организм в тонус и т.д.);
-
уши – на звуки музыки (прослушивание мелодичной музыки успокоит и расслабит, а динамичной – придаст заряд энергии);
-
язык – на вкусовые качества и свойства;
-
нос – на запахи (ароматерапию можно использовать как противовирусное, противовоспалительное, релаксирующее или возбуждающее средство);
-
кожа – на тактильные ощущения (мягкие и теплые прикосновения к коже вызовут умиротворение, а покалывания, надавливания и вибрация сосредоточат внимание, увеличат тонус и улучшат кровообращение);
-
вестибулярный аппарат – на вес, равновесие, притяжение, положение тела, скорость движений.
Стимулы можно воссоздавать специально, соединять, компоновать в группы, чтобы заставить работать определенные органы чувств с нужной интенсивностью.
Виды сенсорных комнат
Сенсорные пространства используются для людей разного возраста и с разными целями, поэтому могут различаться.
Например, в зависимости от оборудования комнаты бывают:
-
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ, в которых отсутствуют яркие и раздражающие световые элементы, а покрытие мягкое и приятное. Иногда комнаты оснащаются подушками, пуфиками, зеркалами, установками для прослушивания релаксирующей музыки или звуков, ароматерапевтическими приборами. Задача таких пространств – помочь расслабиться, успокоиться, отвлечься от внешних проблем.
-
АКТИВАЦИОННЫЕ, поверхность которых часто создана из красочных сенсорных панелей (пузырьков, трубочек, выпуклых деталей). Комнаты оборудованы прожекторами и звуковыми приборами для создания светооптических эффектов и воспроизведения динамичной музыки. Из инвентаря в этих сенсорных помещениях могут быть массажные мячи, зеркала, столы для рисования, светящиеся волокна. Цель таких комнат – привести посетителей в активное состояние возбуждения, заставить работать рецепторы кожи, улучшить познавательную активность, создать веселую атмосферу для игр, обучения и оздоровления.
Сенсорная комната может быть универсальной, а может предназначаться только для маленьких детей (например, «сухой бассейн» из шариков для малышей) или для досуга и реабилитации взрослых (приключенческие комнаты, игры в которых помогают справиться со стрессовой ситуацией и отвлечься).
По уровню активности комнаты бывают:
-
активные (предполагающие инициативные действия и полноценное участие человека в обучении или восстановлении);
-
пассивные (когда чувства посетителя комнаты стимулирует только созданная сенсорная среда).
Словом, строгих рекомендаций по способу оборудования сенсорной комнаты нет. Все зависит от целей, которые желают с ее помощью достичь посетители.
Цели и возможности сенсорной комнаты
Главные цели комнаты психологической разгрузки с сенсорным оборудованием – это пробудить чувства человека, дать ему заряд энергии, обучить его и поспособствовать развитию. Это особенно актуально для:
-
детей, имеющих нарушения здоровья;
-
детей и взрослых с ОВЗ;
-
взрослых, потерявших навыки и функции вследствие травм и заболеваний;
-
пожилых людей;
-
представителей профессий, предполагающих серьезные психологические и физические затраты организма.
Занятия в сенсорной комнате помогут ребенку:
-
начать интересоваться окружающей средой, познавать мир;
-
расслабиться и пребывать в хорошем настроении;
-
адаптироваться в коллективе, стать более общительным и дружелюбным;
-
развить воображение и фантазию;
-
сконцентрироваться на учебе;
-
научиться управлять своим телом и дыханием;
-
улучшить речевые навыки;
-
стать уверенным в себе;
-
развить моторику, внимание, мышление, восприятие.
Взрослые люди посещают сенсорную комнату, чтобы:
-
расслабиться;
-
преодолеть стрессовые жизненные ситуации;
-
улучшить эмоциональное состояние;
-
восстановить душевные силы;
-
развить мелкую моторику рук;
-
повысить самооценку;
-
улучшить координацию движений;
-
справиться с бессонницей;
-
отвлечься от повседневных проблем.
Получается, что такие положительные возможности сенсорной комнаты могут значительно улучшить состояние детей и взрослых:
-
страдающих нервными и соматическими заболеваниями (требуется консультация специалиста);
-
имеющих психологические расстройства (требуется консультация специалиста);
-
находящихся в состоянии стресса;
-
с нарушениями поведения;
-
с ослабленными сенсорными функциями (к которым относятся зрение, слух, осязание);
-
с задержкой речевого и психомоторного развития;
-
страдающих мышечным напряжением;
-
с поражением ЦНС;
-
с дисфункциями опорно-двигательной системы;
-
с диагностированной легкой формой аутизма;
-
заикающихся;
-
при энурезе;
-
при нервном тике.
Ограничениями и противопоказаниями для посещения сенсорных пространств являются глубокие формы умственной отсталости, эпилептический синдром, аллергические и инфекционные болезни в активной стадии. В любом случае, если есть малейшие сомнения в своих силах или состоянии здоровья – лучше проконсультироваться с врачом.
Где можно посетить сенсорные помещения?
Психологи давно считают сенсорные пространства мощным инструментом для эмоциональной разгрузки. Поскольку такая разгрузка требуется большинству из нас – сенсорная комната сегодня не является роскошью и находится в самых разных организациях. Ее можно посещать:
-
в детских садах для развития и игр;
-
в школах и интернатах для обучения;
-
в санаториях для профилактики заболеваний;
-
в медицинских и реабилитационных учреждениях;
-
в родильных домах для подготовки будущих матерей к родам;
-
в пространстве для отдыха и досуга детей и взрослых;
-
в частных компаниях для снятия тревожности и стресса у персонала.
Особенности упражнений в сенсорной комнате
Занятия в комнате проводят специально обученные педагоги и психологи, которые владеют определенными знаниями и могут учесть в работе индивидуальные особенности клиента – его возраст, состояние здоровья и желаемую цель.
Упражнения чаще всего не превышают 45 минут, могут проводиться индивидуально или в небольшой группе. Клиент находится в сенсорном помещении в одиночестве или в присутствии психолога или родителей. Все индивидуально, четких правил не существует.
Для занятий используются следующие методы:
-
сказкотерапия (лечение сказками для развития творческих способностей);
-
арт-терапия (лечение музыкой, рисованием, лепкой, танцами для анализа эмоций, уменьшения тревожности и болевых ощущений);
-
импровизация (творческие занятия без предварительного сценария для развития воображения и получения заряда энергии);
-
психодрама (ролевая инсценировка значимых событий для возможности посмотреть на свои эмоции со стороны и найти решения существующих проблем);
-
психологическая гимнастика (уроки и игры, которые помогают развить и скорректировать познавательную и эмоциональную сферы психики);
-
релаксационные занятия (расслабляющие упражнения для успокоения ума и тела);
-
ароматерапия (вдыхание эфирных масел для благотворного воздействия на здоровье);
-
аутотренинг (методика самостоятельного влияния на организм с целями снять стресс, поверить в себя, успокоиться, справиться с болью и изменить состояние нервной системы в позитивную сторону);
-
игры для развития навыков общения;
-
игры для развития психических функций (восприятия, внимания, фантазии, памяти, мышления).
Как психологу правильно организовать эффективные занятия в сенсорной комнате – расскажем на курсе «Сенсорная комната в практике психолога». Вы познакомитесь со всеми особенностями сенсорных технологий и освоите способы их использования для улучшения психофизического здоровья детей и взрослых. Включить в свою практику упражнения для сенсорного развития – это отличный шаг, чтобы выйти на новый уровень практики и начать помогать людям решать самые сложные жизненные проблемы. После прохождения итоговой аттестации, наши слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.
Правила поведения в сенсорном помещении
Еще два слова следует сказать о том, как вести себя в сенсорной комнате обучающимся, чтобы не навредить себе и другим, и получить максимальную пользу от пребывания в этом пространстве.
-
Когда входите в комнату, обязательно снимайте обувь.
-
Если вы кашляете, у вас насморк или болит горло – не посещайте комнату.
-
Не следует приносить с собой еду, напитки и другие посторонние предметы, чтобы не отвлекаться от занятий.
-
Старайтесь не мешать другим посетителям выполнять свои задания.
-
Не включайте сенсорное оборудование сами, дождитесь специалиста.
-
Четко соблюдайте инструкции педагога-психолога.
-
Относитесь к сенсорному оборудованию бережно.
Помните, что сенсорная комната – это надежный друг, поскольку помогает эффективно решить множество сложных психологических вопросов. Такая уникальная среда окажет позитивное воздействие на весь организм, научит правильно чувствовать свое тело, любить себя и других, быть всегда в отличном настроении.