В современном социуме есть люди, нарушающие поведенческие нормы. В психологии действия человека в обход правилам и моральным устоям называется девиантным (или отклоняющимся) поведением. К сожалению, эта проблема на сегодняшний день является актуальной, особенно среди подрастающего поколения, а потому многих интересует, в чем причина возникновения девиантного поведения и можно ли скорректировать такое отклонение? Давайте разбираться!
Девиантное поведение – что это значит?
Девиантным считается поведение, при котором личность ведет себя отличительно от общепринятых правил и социальных норм. Под нормами подразумеваются:
-
законодательные правила;
-
мораль, принятая в обществе;
-
этика поведения;
-
существующие порядки в образовательном, трудовом или досуговом коллективе.
К девиантному относится любое отклонение от привычных человечеству норм: от отказа здороваться при встрече до вызывающего внешнего вида или откровенного хулиганства. Необходимо понимать, что один и тот же поступок будет каким-то коллективом воспринят нормально, а в другом посчитается отклонением. Поэтому расстройством поведения можно считать действия, которые:
-
противоречат правилам, принятым и почитаемым в конкретном социуме;
-
причиняют вред самому человеку или его окружению;
-
тормозят развитие и снижают качество жизни личности;
-
вызывают порицание у большинства;
-
систематически повторяются.
Не обращать внимание на отклоняющееся поведение невозможно, поскольку оно может быть опасным, нарушать стабильность взаимоотношений в обществе, стать угрозой семье, коллективу, прохожим на улице.
Девиантное поведение способно нести в себе и положительный окрас. К примеру, благодаря нестандартному поведению революционных умов и людей, стремящихся к переменам, общество может избавиться от устаревших правил, развиться и продвинуться вперед.
Виды девиантного поведения
Отклоняющееся поведение классифицируется по следующим типам:
-
делинквентное, при котором поступки могут причинить вред окружающим, а действия относятся к преступным и насильственным (кража, драка, преступление, разбой);
-
аддиктивное, которое подразумевает уход от реальной жизни при эмоциональном поведении (увлечение алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами, вызывающими состояние транса, а также компьютерными и азартными играми);
-
асоциальное, которое проявляется в нарушении моральных норм (бродяжничество, проституция, агрессия, уход из дома);
-
суицидальное, включающее все формы поведения для преднамеренного ухода из жизни (размышление, попытка, построение планов, конкретные действия); в свою очередь может быть как истинным (явным), так и театрально-демонстративным (на публику) или совершаемым в состоянии аффекта.
Симптоматика девиантного поведения
Человек с деструктивными отклонениями в поведении может наносить вред себе и окружению, быть угрозой общественному порядку, поскольку:
-
демонстрирует агрессию, неадекватность;
-
отличается лживостью;
-
испытывает сложности с адаптацией в коллективе;
-
часто участвует в конфликтах;
-
занимается бродяжничеством, воровством, порчей имущества;
-
страдает повышенной тревожностью;
-
регулярно меняет друзей;
-
уходит из дома;
-
отказывается учиться или работать;
-
сильно увлечен Интернетом (например, компьютерными играми);
-
ничем не интересуется;
-
имеет низкую концентрацию внимания;
-
не способен принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
-
неряшлив;
-
не может планировать свое время;
-
неусидчив;
-
подвержен частым переменам в настроении;
-
упрям;
-
регулярно закатывает истерики;
-
замкнут или равнодушен.
Физиологическое здоровье людей с девиантным поведением тоже страдает. Могут проявляться:
-
бессонница и дневная сонливость;
-
нарушение аппетита;
-
низкий иммунитет;
-
психосоматические заболевания;
-
резкое снижение или повышение массы тела;
-
частые инфекции;
-
головная боль;
-
перепады давления;
-
нарушения работы ЖКТ.
Что может стать причиной отклоняющегося поведения?
Без причины человек не начинает вести себя в обход нормам. С помощью поведения он пытается решить свои личные проблемы, реализоваться или выразить протест.
Поэтому можно говорить о том, что к группе риска относятся:
-
дети и подростки, которые составляют почти половину всех людей, имеющих отклонения в поведении (это связано с тем, что с семилетнего возраста и до взрослого периода только формируется способность контролировать свои действия и отвечать за поступки);
-
религиозные люди и ритуалисты;
-
новаторы и склонные к революционным переменам;
-
ретреатисты (асоциальные личности, не принимающие действительность; например, зависимые от алкоголя, наркотиков или бродяги без определенного места жительства);
-
люди, страдающие психическими отклонениями и неврологическими патологиями.
Причинами девиантного поведения детей и подростков будут следующие обстоятельства:
-
неблагополучная семья (если малыш растет в бедности или в неполной семье, часто является свидетелем ссор и конфликтов родителей, попоек или асоциального образа жизни);
-
ошибки педагогов (неумение воспитательского персонала найти общий язык с ребенком, недостаточное внимание к его успехам у родителей или учителей, конфликты со сверстниками);
-
наследственный фактор (к нему относятся умственная недостаточность, аномальный характер, склонность к алкоголю или наркотикам, патологии при беременности, наличие у родителей психических отклонений);
-
дисфункции и заболевания ЦНС (нарушения развития мозговых отделов, черепно-мозговая травма могут вылиться в эмоциональную неустойчивость и снижение коммуникабельности);
-
пубертатный период (перестройка гормонального фона у подростков иногда становится причиной асоциальных поступков).
Какие осложнения возможны?
Если ничего не предпринимать, не обращаться к врачам, психотерапевтам, педагогам, то отклоняющиеся реакции могут превратиться в стойкий образ жизни человека и даже дать осложнения в виде:
-
хронической депрессии;
-
возникновения фобий;
-
осознанной изолированности;
-
гиперобщительности;
-
нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия, приступы переедания);
-
формирования разного рода зависимостей;
-
осуществления преступных действий;
-
попыток суицида.
Таких серьезных последствий можно не допустить, если вовремя обратиться к профессионалам за помощью.
Как и кто диагностирует девиацию?
Диагноз ставит клинический психолог, психотерапевт или психиатр. Такой специалист действует примерно следующим образом:
-
беседует с пациентом, чтобы оценить его эмоциональное состояние, поведение и манеру выражаться, выяснить привычки и увлечения;
-
знакомится с уже имеющимися данными (характеристиками работодателя или педагогов, выписками из медкарты), чтобы иметь представление об общем психологическом и физическом состоянии здоровья клиента;
-
опрашивает близких для понимания отношений пациента с окружающими, условий его существования и имеющихся привычек;
-
тестирует и опрашивает (с помощью специальных психологических тестов и заданий) для определения девиантности и выявления возможных сопутствующих психологических отклонений;
-
проводит исследование эмоций (агрессия, страх, тревога) с помощью проективных психологических методов, позволяющих получить данные о пациенте, его мышлении, установках, мотивах.
Коррекция девиантного поведения
Специалисты психологи лечат отклоняющееся поведения с помощью комплекса мер:
-
психокоррекции (коррекционные занятия, которые помогают в стабилизации эмоционального состояния, развивают внимание и мышление, дают пациенту уверенность в своих способностях, побуждают к учебе или работе);
-
психотерапии (с помощью индивидуальных сеансов, групповых занятий, тренингов, методов саморегуляции специалист корректирует отклонения в поведении);
-
фармакологии (седативные медикаменты назначает только врач пациентам с психическими расстройствами и неврологическими патологиями, которые могут быть причиной девиантного поведения);
-
других социально-реабилитационных мероприятий, которые организуют педагоги в условиях образовательного учреждения.
На нашем дистанционном курсе «Психолог-консультант. Методы и технологии оказания психологических услуг населению и организациям» можно получить востребованную профессию психолога-консультанта и изучить самые эффективные методы оказания психологической помощи населению. Вы познакомитесь с психологией и физиологией высшей нервной деятельности, научитесь диагностировать и корректировать эмоциональные расстройства и отклонения в поведении.
Процесс лечения отклоняющегося поведения можно дополнить простыми вспомогательными мерами:
-
физиотерапией;
-
лечебной гимнастикой;
-
закаливанием;
-
йогой;
-
гидрореабилитационными процедурами или плаванием;
-
ароматерапией;
-
сеансами массажа;
-
занятиями йогой.
Если речь идет о ребенке или подростке, то очень важно родителям выстроить с ним доверительное общение, увлечь полезными занятиями, помочь найти активное хобби (спорт, путешествия и так далее). Помните, что в большинстве случаев девиантное поведение поддается коррекции при своевременном обращении к специалистам, ведь юный организм достаточно гибкий и отзывчивый, чтобы положительно отреагировать на верно подобранное лечение.