Речевое общение – это главный способ взаимодействия между людьми. Малышу требуются годы, чтобы полноценно освоить речевые навыки! Помочь ему в этом непростом и важном деле, исключить любые проблемы с формированием речи, чтобы обеспечить гармоничное развитие, успешную учебу и нормальную социализацию, – обязанность взрослых.
Какие задачи решает развитая речь, какие нормы и этапы развития речи существуют, как развить речь у ребенка и что для этого нужно знать – расскажем нашим читателям в этом материале.
Что такое развитие речи и каковы его задачи?
Некоторые родители понимают под развитием речевых навыков словарный запас ребенка или четкое произношение. На самом деле, развитие речи – это более широкое понятие, под которым подразумеваются методы и техники, направленные на овладение малышом устной и письменной речью.
Ребенок, который развивается нормально:
-
точно и грамотно выражает свои мысли и эмоции;
-
способен красочно описать происходящее;
-
имеет свою точку зрения;
-
хорошо учится;
-
с удовольствием общается со сверстниками и взрослыми;
-
стремится к активному взаимодействию с окружающим миром.
Из этого следует, что правильно и быстро развиваются и познавательные процессы – память, внимание, мышление. Это и есть главная цель развития речи.
Ребенок, который отстает в речевом развитии, имеет узкий кругозор, поскольку не может задать самые простые вопросы и не получает на них ответов. Такие малыши:
-
с трудом воспринимают абстрактные понятия;
-
не умеют сравнивать и анализировать;
-
испытывают сложности с концентрацией внимания, терпением и прилежанием;
-
не могут общаться, замкнуты, ранимы, не верят в себя и свои способности.
В последнее время растет число детей, которые нечетко, невнятно или неправильно разговаривают. В запущенных случаях, эти нарушения становятся причиной проблем с мышлением и интеллектом, поэтому так важно оказать помощь таким малышам как можно быстрее.
Главные задачи развития речи:
-
научить кроху правильно и четко излагать свои мысли и желания;
-
сформировать и расширить его словарный запас;
-
обучить верно выстраивать предложения;
-
научить слышать и правильно повторять звуки;
-
приучить использовать в своей речи интонацию и корректно ставить ударения в словах;
-
помочь малышу освоить диалог и монолог и различать их.
Этапы нормального развития речи у детей
Однозначных показателей нормального развития речи, количества слов, которые может произнести ребенок, нет. Существуют и форс-мажорные обстоятельства: например, кроха может начать говорить вовремя, но в какой-то момент замолчать или остановиться на этом этапе. Считается, что в норме речь ребенка развивается постепенно, в зависимости от его возраста и под влиянием близких взрослых.
Примерные этапы развития речи следующие:
-
От рождения до двух месяцев. Первым речевым проявлением в этом возрасте является крик, посредством которого малыш сообщает о своих проблемах (когда у него что-то болит, он проголодался или ощущает дискомфорт).
-
В двухмесячном возрасте кроха общается с родными с помощью гуканья. Так он реагирует на улыбки и слова взрослых, впервые смеется, повизгивает. В этот период формируется комплекс оживления (реакция на появление в обозримом пространстве ребенка родного взрослого человека).
-
Следующим этапом, который длится примерно до полугода, является гуление (произношение более певучих звуков). Ребенок в этом возрасте начинает реагировать на интонации (улыбается и смеется, если с ним разговаривают ласково и играючи, плачет, если слышит сердитый голос). Малыш еще не понимает смысл обращенных к нему слов, но чрезвычайно чуток к эмоциям.
-
С 6 до 10 месяцев кроха начинает лепетать, многократно повторяя слоги. «Ма-ма», «Па-па», «Ба-ба» – примерно так звучат первые лепетные слова, которые ребенок произносит примерно в 9 месяцев. На этом этапе очень важна роль слуха, поскольку малыш внимательно прислушивается к своим звукам и повторяет их вновь и вновь.
-
В преддверии первого своего дня рождения ребенок способен распознать в словах знакомые предмет или человека (например, услышав название любимой игрушки, может указать на нее пальцем). Позднее малыш требует от родителей назвать все предметы, которые ему незнакомы и на которые он укажет. Этот период носит название развитие предметной речи.
-
Осмысленная речь появляется в 1 год или чуть позже. В этом возрасте словарь ребенка включает 10-12 слов и продолжает постепенно пополняться. Поскольку малыш копирует речь взрослых, очень важно разговаривать с ребенком много, четко и правильно.
-
Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется появлением первых фраз. В 2 года малыш знает около 250 слов, а в 3 – около 900. Он уже полноценно общается и верно произносит большинство звуков.
-
На дошкольном этапе (от 3 до 7 лет) словарь включает уже 3000 слов, фразы становятся более развернутыми и сложными. Дошкольник способен осознать свои ошибки в речи и исправить их.
-
В школьный период ребенок правильно говорит, запоминает грамматические правила, изучает письмо.
Как понять, что у ребенка речевые нарушения?
Исходя из этапов развития речи, начинать бить тревогу следует, если:
-
месячный малыш не кричит, когда ему некомфортно;
-
в 4 месяца не улыбается в ответ на ласковое слово;
-
в 5 месяцев не реагирует на вещи и игрушки, не произносит звуки;
-
к 7 месяцам не умеет произносить слоги;
-
в девятимесячном возрасте не говорит простые слова;
-
в 10 месяцев не освоил простые жесты (например, не умеет помахать на прощание рукой, кивнуть в знак согласия);
-
в годовалом возрасте не разговаривает и не реагирует на просьбы;
-
в 2 года еще не указывает на предметы, не различает простейшие понятия (большой-маленький, низкий-высокий, толстый-тонкий).
Проблемы в развитии речи у детей
Отклонения в развитии речи специалисты делят на два основных вида:
-
ФОНАЦИОННЫЕ (малыш понимает чужую речь, но испытывает трудности с произношением звуков, темпом и интонацией):
-
дизартрия (неэмоциональная, невнятная речь, вызванная нарушением работы мышц речевого аппарата);
-
дислалия (неверное произношение звуков и их искажение, замена или пропуски звуков; возникает из-за нарушений нервной системы или особенностей речевого аппарата);
-
ринолалия (дефект гнусавости, формирующийся из-за хронического синусита или при аномальном строении нёба);
-
заикание (расстройство ритмики и темпа речи, вызванное стрессом, судорогами речевого аппарата, перенесенными заболеванием, нарушениями в развитии);
-
брадилалия (замедленный темп речи из-за проблем с произношением звуков);
-
тахилалия (убыстренный темп речи, связанный с гиперактивностью или другими психологическими проблемами);
-
СИСТЕМНЫЕ (ребенок не понимает смысл обращенной к нему речи и не может разговаривать; нарушения формируются вследствие поражений мозговых отделов в периоды развития плода, родов, из-за инфекционных заболеваний, инсульта):
-
алалия (тяжелая патология речевого аппарата, при которой речь детей недоразвита или полностью отсутствует);
-
афазия (человек не понимает речь, не может полноценно разговаривать из-за поражений мозговых центров).
Специалисты логопедии разделяют маленьких пациентов на три группы, в зависимости от интенсивности нарушений:
-
дети воспринимают речь нормально, но имеют сложности с воспроизведением звуков;
-
у детей нарушено восприятие, они не могут различить слоги, путают их и «глотают» окончания слов и фраз;
-
у детей диагностировано общее недоразвитие речи: словарный запас скуден, имеются проблемы с выражением мыслей и построением фраз.
Причины речевых нарушений
Отклонения в развитии речи (при здоровом слухе и нормальных интеллектуальных способностях) могут возникнуть по следующим причинам:
-
наследственный фактор;
-
врожденная патология мозга или речевого аппарата;
-
осложнения во время беременности и родов;
-
пережитые стрессы, травмы;
-
перенесенные в младенческом возрасте инфекционные заболевания.
Поведение родителей тоже может вызвать речевые нарушения. Самыми распространенными опасными факторами являются:
-
излишняя опека (мама и папа стараются угадать и выполнить малейшие желания своего чада, не дают ему самостоятельно ответить на вопросы, постоянно подсказывают и говорят за него);
-
регулярное использование памперсов (в этом случае у малыша нет нужды сигнализировать родителям о том, что ему некомфортно или требуется справить надобность);
-
родительская тревога (иногда родители мешают или запрещают крохе познавать мир из-за страха за его жизнь и здоровье);
-
соска (органы речевого аппарата не развиваются нормально, если рот ребенка постоянно занят соской);
-
недостаток общения (некоторые взрослые не разговаривают с младенцем, считая, что он еще не способен их понять);
-
чрезмерные требования (когда родители настоятельно требуют от малыша повторить, произнести слово правильно, это может напугать ребенка и заставить замолчать, сопротивляясь жесткому давлению);
-
запрет (если кроха часто слышит от родителей: «Помолчи! Перестань кричать! Дай сначала сказать старшим!», то желание разговаривать может и вовсе пропасть);
-
опережение развития (многим родителям хочется, чтобы их ребенок был вундеркиндом, научился разговаривать раньше сверстников на разных языках, такие действия способны вызвать обратную реакцию – малыш плохо усвоит родную речь, будет путать слова и звуки из разных языков).
Упражнения для запуска речи
Организовывать и проводить занятия с неговорящими детьми научим на нашем дистанционном курсе повышения квалификации. Вы поймете причины детского безречия или нарушений в развитии, научитесь проводить обследование таких детей, сможете осуществлять качественную логопедическую работу по запуску речи.
Чтобы речь ребенка развивалась нормально, в первую очередь нужно постоянное общение. Запустить речь и/или улучшить произношение помогут следующие упражнения.
1. Тренировка дыхания:
-
предложите малышу подуть на салфетку, вату или воду через трубочку, попускать мыльные пузыри;
-
можно запускать бумажные кораблики в «море» (миске с водой) и дуть на паруса, чтобы они плыли.
-
игра в звуки (малышу нужно показать, как фырчит ёжик, как шипит змея, как цокает пони);
-
надувание щечками пузырей.
-
инсценировка рифмованных стишков и историй, сопровождающаяся движением пальцев (например, массаж пальчиков под простые стихотворения для самых маленьких «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки»).
-
короткие песенки, постукивания на простых музыкальных инструментах, танцы, марши и движения с сопутствующим произношением слов или стишков разовьют образное мышление и помогут малышу заговорить.
-
педагог просит малыша дать ему игрушку определенного цвета, формы или размера;
-
педагог показывает детям картинку с конкретным предметом и просит найти именно этот предмет среди множества других.
-
классические «жмурки»;
-
изучение понятий «громко», «тихо», «быстро», «медленно»;
-
педагог просит ребенка отвернуться, сам гремит погремушкой и предлагает малышу угадать, в какой руке она была – в правой или левой.
Главное – упражняться с малышом регулярно и обязательно в форме интересной игры.