Как стать тренером по АФК?

Как стать тренером по АФК?

24.11.2023
Как стать тренером по АФК?
Как стать тренером по АФК? адаптивная физическая культура



Адаптивная физическая культура (АФК) — это направление физического воспитания и спорта, предназначенное для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. АФК позволяет им улучшить свое физическое и психическое состояние, а также социальную адаптацию. Она включает в себя различные виды тренировок, игр и спортивных соревнований, адаптированных к особенностям и нуждам каждого человека. АФК может быть как реабилитационной, так и профилактической мерой, а также способом самореализации и совершенствования личности.

Что такое адаптивный спорт?


Как стать тренером по АФК? адаптивная физическая культура


Это одна из форм АФК, которая представляет собой организованную деятельность по занятию спортом людей с неполными функциями по здоровью. Адаптивный спорт имеет свои правила, классификации, судейство и систему соревнований. Он дает возможность людям с различными нарушениями здоровья практиковаться в таких видах спорта, как легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, биатлон, баскетбол, волейбол, настольный теннис, шахматы и многие другие. Он способствует физическому и психологическому восстановлению, повышению самооценки, укреплению иммунитета, развитию моторных и координационных навыков, формированию командного духа и дружеских отношений.

Основы АФК


Как стать тренером по АФК? адаптивная физическая культура


Адаптивная физическая культура — это наука и практика, изучающая и применяющая методы и средства физкультуры для спортсменов с неполными функциями. АФК имеет несколько направлений: гимнастика, атлетика, плавание, велосипед, лыжи, теннис, баскетбол, футбол и т.д.

Адаптивная спортивная деятельность основывается на нескольких принципах, которые определяют ее сущность и цели.

  • Принцип адаптации: спортивная деятельность должна быть адаптирована к индивидуальным особенностям и потребностям спортсменов с неполными функциями. Адаптация может касаться как средств и методов, так и условий, и правил его проведения.

  • Принцип доступности: спортивная деятельность должна быть доступна для всех граждан с неполными функциями, независимо от их возраста, пола, социального статуса, места жительства и т.д. Доступность предполагает наличие необходимой инфраструктуры, оборудования, квалифицированных специалистов, информации и финансовой поддержки.

  • Принцип интеграции: спортивная деятельность должна способствовать интеграции людей с неполными функциями в общество, а также сотрудничеству и обмену опытом между спортсменами с разными видами нарушений. Интеграция может проявляться в совместных занятиях, соревнованиях, мероприятиях, образовательных и научных программах и т.д.

  • Принцип равенства: спортивная деятельность должна уважать права и достоинство всех граждан с неполными функциями, обеспечивать им равные возможности и условия для занятия спортом. Равенство подразумевает отсутствие дискриминации, насилия, эксплуатации и злоупотреблений.

  • Принцип развития: спортивная деятельность должна способствовать развитию физических и психических способностей, талантов и потенциала спортсменов с неполными функциями, а также повышению их качества жизни. Развитие предусматривает постоянное совершенствование методов и средств, участие в научных исследованиях и инновациях в этой области.

Эти принципы являются основой адаптивной спортивной деятельности и определяют ее ценности, цели и задачи.

 Как стать тренером по АФК?


Как стать тренером по АФК? адаптивная физическая культура


В 2023 году для того, чтобы стать тренером по АФК, необходимо иметь высшее или среднее профобразование по специальности «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура» или «Соцработа». Также необходимо пройти дополнительное обучение и повышение квалификации по программам адаптационной физкультуры и адаптационной спортивной деятельности, которые предлагают различные образовательные и научные учреждения, спортивные федерации и общественные организации. Например, вы можете выбрать одну из следующих программ:

После успешного завершения обучения вы получите документ, подтверждающий вашу квалификацию и право заниматься тренерской и методической работой по АФК.

Методы и задачи адаптационной физической культуры


Как стать тренером по АФК? адаптивная физическая культура


Адаптивная физкультура имеет следующие задачи:

  • Оздоровление: направлена на улучшение физического и психологического состояния граждан с ограниченными возможностями, на профилактику различных заболеваний, связанных с их нарушениями. Помогает укрепить иммунитет, улучшить работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной и других систем организма, снять стресс, усталость, депрессию и тревогу.

  • Реабилитация: направлена на восстановление утраченных или нарушенных функций организма, на адаптацию к новым условиям жизни и спорту. Помогает восстановить или компенсировать двигательные, сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные способности, развить навыки самообслуживания, самостоятельности и мобильности.

  • Образование: направлена на обучение и совершенствование физических и психических способностей, талантов и потенциала спортсменов с неполными функциями, на формирование их знаний, умений, навыков и ценностей в области физкультуры. Помогает повысить уровень подготовки, развить интерес, мотивацию, творчество, инициативу и ответственность в занятиях физкультурой и спортом.

  • Социальная задача: направлена на социализацию и интеграцию спортсменов с неполными функциями в общество, на укрепление их социальных связей, коммуникации, сотрудничества и дружбы. Помогает преодолеть изоляцию, одиночество, стигматизацию и дискриминацию, повысить самооценку, уверенность, уважение, толерантность и солидарность.

Для решения этих задач АФК использует разные методики и игры, которые подбираются в соответствии с целями, возможностями и нуждами спортсменов с неполными функциями. Среди этих методик можно выделить следующие:

  • Индивидуальный подход: АФК учитывает особенности и нужды каждого спортсмена с неполными функциями, его психофизический статус, уровень подготовки, интересы, мотивацию и цели. Предполагает индивидуальный отбор, дозировку и коррекцию упражнений, индивидуальный контроль и оценку результатов.

  • Дифференцированный подход: АФК учитывает различия между спортсменами с неполными функциями по их видам нарушений, степени их выраженности, по их возрасту, полу, опыту и т.д. Предполагает разделение спортсменов на группы по разным критериям, а также подбор упражнений, средств и условий занятий в соответствии с их особенностями.

  • Интегрированный подход: АФК способствует интеграции спортсменов с неполными функциями в общество, сотрудничеству и обмену опытом между спортсменами с разными видами нарушений. Предполагает участие в совместных занятиях, состязаниях, играх, мероприятиях, образовательных и научных программах и т.д.

  • Комплексный подход: АФК сочетает в себе разные методы и средства физкультуры, а также другие виды деятельности, способствующие развитию и реабилитации граждан с неполными функциями. Предполагает использование не только физических упражнений, но и музыки, игр, танцев, театра, живописи, литературы и т.д.

Эти методики помогают решать различные задачи адаптационной физкультуры и спорта, а также учитывать индивидуальные и групповые особенности спортсменов с неполными функциями.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 20 ноября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели