Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

10.10.2023
Какие виды интерактивных методов обучения существуют?
Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Превратить изучение очередной темы в серьезную исследовательскую работу, увлечь даже самых неподдающихся отработкой навыков на симуляторе, помочь быстро и без усилий усвоить материал и применить новые знания на практике — все это делает возможным интерактивное обучение. 

В чем суть этого подхода? Какие средства, методы и форматы задействовать, чтобы получить достойные результаты? Какие минусы стоит учитывать? Поговорим об этом в статье. 

Что такое интерактивное обучение?


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Интерактивным обучением называют подход к организации образовательного процесса, который предполагает живое участие обучающихся, их взаимодействие как с педагогом, так и между собой. Получается, что на первый план выходит не монолог (в исполнении преподавателя), а диалоги всех участвующих в обучении, поэтому этот подход еще называют диалоговым. Меняются привычные роли участников: 

  • Преподаватель становится модератором учебно-воспитательных мероприятий, фасилитатором (от английского глагола facilitate — содействовать, облегчать, помогать) — то есть тем, кто создает благоприятные условия для выполнения разноплановых задач и эффективного общения внутри группы. 

  • Обучающиеся перестают быть пассивными «приемниками» информации, которую передает им учитель, превращаются в деятельных участников процесса, готовых обсуждать, задавать вопросы, делиться мнениями, сообща находить выход из заданной ситуации.

Трансформируется и сам учебный процесс: на смену монотонным лекциям, непонятным объяснениям приходят новые форматы, которые с первых минут цепляют внимание, вовлекают в изучение материала, помогают глубже погружаться в тему и сразу же применять знания на практике — чтобы усвоить информацию и отработать новые умения и навыки. Таким образом, учащиеся получают опыт, который будет полезен в реальной жизни. 

В чем ключевое отличие нового подхода? 


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Обучение может быть пассивным, активным, реактивным, интерактивным. 

  • Пассивный формат — это знакомые всем традиционные лекции, уроки. Автором тут является преподаватель, который передает информацию. Учащиеся ее принимают — слушают, конспектируют, а затем воспроизводят на зачете или экзамене. 

  • Реактивное обучение представляет собой ответную реакцию учащихся на какую-то конкретную проблему или ситуацию. Инициатива также остается за педагогом. 

  • Активный формат предполагает вовлечение учащихся в образовательный процесс. Студенты и школьники перестают пассивно слушать, что им говорят, и включаются в поиск информации, анализируют данные, исследуют проблему, работают над проектом. 

  • Интерактивное обучение многие приравнивают к активному. Хотя его правильнее было бы назвать более современной версией активного формата. И главное отличие состоит в том, что активное обучение строится на взаимодействии педагога с каждым из учеников. В интерактивном формате учащиеся выстраивают обратную связь не только с учителем, но и с образовательной средой (например, с платформой дистанционного обучения, где проходят вебинары), со своими одноклассниками или однокурсниками. То есть сеть связей здесь намного шире.

 Цели и задачи диалогового обучения


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Создать динамичную инклюзивную образовательную среду, которая будет способствовать глубокому погружению в предмет, вовлечению и активному участию учащихся в учебно-воспитательном процессе, обеспечить высокую мотивацию и познавательный интерес, сформировать определенные модели поведения и достичь эффективного усвоения учебных материалов — в этом состоят основные цели применения интерактивных методов обучения. 

Задачи этого подхода можно сформулировать так: 

  • сделать учебный процесс более гибким, позволить адаптировать его под индивидуальные потребности обучающихся, их способности, особенности восприятия информации;

  • обеспечить возможность более персонализированной обратной связи;

  • повысить вовлеченность учащихся в процесс получения новых знаний и опыта;

  • улучшить восприятие и запоминание информации;

  • добиться более глубокого понимания предмета;

  • развить критическое мышление;

  • сформировать навыки общения (а именно — умение задавать вопросы и слушать своего собеседника, вести конструктивный диалог, работать в команде);

  • выработать умения решать широкий спектр задач;

  • развить навыки самостоятельной работы (сюда можно отнести умение расставлять приоритеты, делить глобальные задачи на более мелкие и решать их последовательно, умение предполагать возможные последствия собственного выбора и способность отвечать за результат) и др. 

При таких условиях погружение в предмет получается более глубоким, а знания усваиваются намного быстрее и лучше — ведь их сразу применяют на практике. 

Интерактивное обучение подходит не только школьникам и студентам, но и совсем крохам, которые только начинают знакомиться с окружающим их миром. Как развить познавательные способности у малышей и какие средства для этого использовать? Ответы на эти вопросы даст курс «Педагог раннего развития»

На каких принципах строится интерактивное обучение?


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



В основе диалогового обучения лежат следующие принципы:

  • каждое занятие — это коллективный труд, в котором участвуют все без исключения;

  • все участники образовательного процесса равны, они — активные субъекты происходящего;

  • преподаватель — это не просто инструмент для передачи знаний, а тот, кто создает благоприятные условия для взаимодействия, выполняет роль гида по предмету, наставника и фасилитатора, который облегчает учащимся задачу по погружению в материал, его проработке и усвоению;

  • на смену монологам учителя приходят диалоги — педагог не просто делится информацией, но и получает и дает обратную связь, взаимодействует с учащимися;

  • студенты и ученики получают больше свободы, становятся более самостоятельными и автономными участниками образовательных отношений;

  • форматы учебных занятий и варианты заданий становятся более разнообразными — индивидуальная работа чередуется с парной и групповой, наряду с типовыми задачами появляются творческие, исследовательские, проектные;

  • у каждого есть право на собственное мнение;

  • на личности никто не переходит, критиковать можно только идеи;

  • все, что говорится на занятии, — это информация к размышлению, а не руководство к действию. 

Наконец, поощряется рефлексия, помогающая студентам критически осмыслить свой учебный опыт и найти связь с реальными ситуациями. Эти принципы создают подвижную увлекательную среду обучения, способствующую более глубокому пониманию и запоминанию информации.

Хотите узнать об этом больше и освоить профессию, которая будет всегда востребована? Пройдите онлайн-обучение на педагога в НЦРДО! 

Методы и приемы интерактивного обучения


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Итак, одна из главных задач, которую помогает успешно решать интерактивный подход к обучению — это вовлечение учащихся в процесс исследованиях новых сфер, предметов, усвоения новых знаний и получения опыта, который они тут же тестируют на практике. 

Для такого полного погружения в дисциплину и ее проблематику, для повышения заинтересованности студентов (и учеников) преподаватели применяют такие методы, как:

  • Дискуссия. Участвуя в обсуждении проблемы или вопроса, учащиеся выражают свою позицию, высказывают аргументы, пробуют найти ошибки и нестыковки в рассуждениях и предположениях собеседников, делать критические замечания корректно и конструктивно, учатся слушать мнение других и спокойно относиться к критике, искать компромиссные решения. 

  • Деловая или сюжетно-ролевая игра. Помогает сымитировать реальную ситуацию. При этом участники играют конкретные роли, наделяются разными полномочиями, имеют разные интересы и цели и решают задачи, которые приближены к реальной жизни. 

  • Проектная работа. Задача учащихся — исследовать проблему, проработать возможные пути ее решения. Этот метод помогает развить навыки работы в команде, умение общаться. 

  • Мозговой штурм. Увлекает всех участников процесса. Эта методика хороша, когда нужно быстро сгенерировать много разных вариантов решения задачи, проанализировать, взвесить плюсы и минусы каждой идеи и выбрать оптимально подходящую для конкретной ситуации. 

Современные технологии как средства обучения при интерактивном подходе


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



В реализации целей интерактивного обучения помогают современные средства и технологии:

  • виртуальные классы и аудитории;

  • белые доски, на которых пишут не мелом, а маркерами;

  • интерактивные доски, в которых сенсорные и мультимедийные технологии сочетаются с функциями привычной школьной доски (на них преподаватель может показать учащимся видео по теме или найденную в интернете информацию);

  • интерактивные столы;

  • компьютеры, ноутбуки и планшеты;

  • документ-камеры (приборы, помогающие проецировать страницы учебника на компьютер и интерактивную доску);

  • мобильные планетарии (в виде купола, внутри которого находится проектор) и др.

Все это многообразие средств помогает по максимуму использовать наглядные материалы, которые являются важной составляющей интерактивного обучения (ведь по данным исследований, почти 80 % всей информации об окружающем мире человек получает благодаря своему зрительному анализатору — глазам). 

Интерактивные формы обучения 


Перечислим основные формы, которые используют для организации интерактивного обучения. 




Форма


Описание

Мастер-класс

Педагог делится со своими подопечными практическим опытом. 

Вебинар

Лекция (объяснение материала) в сочетании с дискуссией по теме, разбором примеров, просмотром слайдов или видео.

Разбор кейсов 

(case-study)

Анализ конкретного примера, который предполагает рассмотрение проблемной ситуации с разных сторон, поиск возможных вариантов выхода из нее, аргументов за и против и выбор оптимального решения. Такая работа может проводиться в индивидуальном или групповом формате. 

Круглый стол (дебаты)

Участвуют две стороны — объясняют свою позицию, выражают мнение, обосновывают выбор, представляют аргументы. 

«Дерево решений»

Работа в группах. У каждой группы — свое «дерево», свой лист ватмана, на котором они записывают варианты решения какой-то проблемной ситуации. Зафиксировав свое видение, группы меняются ватманами и дополняют идеи условных соперников.

Ротационные тройки

Это одна из вариаций работы в мини-группах. Все участники делятся на тройки, состав которых меняется после выполнения каждого следующего задания — происходит ротация.

Опросы и голосование

Формы обсуждения какой-то ситуации или проблемы. Участники высказывают свои мнения, обосновывают их, подтверждают свою правоту аргументами. 

Инцидент

Учащиеся получают информацию о каком-то реальном случае (происшествии, событии), с которым они могут столкнуться в реальной жизни. В процессе обсуждения участники ищут необходимые дополнительные сведения, выдвигают гипотезы, проводят исследования, эксперименты, чтобы найти решение. 



Такие формы занятий способствуют вовлечению учащихся в процесс, их живое участие в поиске решений, благодаря чему новый материал легче воспринимается, глубже прорабатывается и лучше запоминается. 

Плюсы и минусы интерактива


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Преимущества интерактивного обучения очевидны. 

Учащиеся:

  • вовлечены в образовательный процесс; 

  • более свободны и самостоятельны в своих действиях;

  • тренируются работать в команде;

  • учатся слушать и слышать друг друга, высказывать мнение, аргументировать, спокойно воспринимать критику и корректно критиковать идеи других;

  • учатся мыслить критически и находить решение проблем;

  • проявляют искренний интерес и глубже изучают предмет;

  • тут же закрепляют полученные знания на практике. 

Однако для педагогов подготовка и проведение интерактивных уроков представляет определенные сложности:

  • важно сохранить баланс между обучением и игрой;

  • не все дисциплины и темы можно изучать в форме игры, дискуссии, мастер-класса;

  • не у всех есть выдающиеся способности организатора, чтобы грамотно управлять процессами;

  • не все дети одинаково хорошо себя чувствуют в непривычных условиях, что вызывает у них дискомфорт и тревожность;

  • проработка темы и выбор наиболее подходящих средств и форм интерактива требуют немалых энергозатрат.

К минусам интерактивного подхода можно отнести:

  • недостаточный уровень квалификации педагогов;

  • не все учащиеся потянут такой формат обучения (интровертам или просто застенчивым людям будет сложно принимать активное участие в занятиях; экстраверты, явные лидеры будут подавлять своей активностью и мешать другим высказывать мнение и т. п.);

  • ограниченное количество методических разработок;

  • ощутимые финансовые вложения для покупки оборудования, что могут себе позволить не все образовательные учреждения. 

Итак, интерактивный подход делает обучение более приятным, интересным и запоминающимся. Если школьники и студенты активно участвуют в процессе, они с большей вероятностью будут мотивированы, увлечены изучаемым предметом. Такой положительный опыт обучения повышает их общую удовлетворенность и способствует запоминанию информации на длительный срок.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 20 ноября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели