Время перемен
Скидки от 10%
только до конца марта
3 курса
в подарок
Подробнее

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

Какие виды интерактивных методов обучения существуют?

10.10.2023
Какие виды интерактивных методов обучения существуют?
Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Превратить изучение очередной темы в серьезную исследовательскую работу, увлечь даже самых неподдающихся отработкой навыков на симуляторе, помочь быстро и без усилий усвоить материал и применить новые знания на практике — все это делает возможным интерактивное обучение. 

В чем суть этого подхода? Какие средства, методы и форматы задействовать, чтобы получить достойные результаты? Какие минусы стоит учитывать? Поговорим об этом в статье. 

Что такое интерактивное обучение?


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Интерактивным обучением называют подход к организации образовательного процесса, который предполагает живое участие обучающихся, их взаимодействие как с педагогом, так и между собой. Получается, что на первый план выходит не монолог (в исполнении преподавателя), а диалоги всех участвующих в обучении, поэтому этот подход еще называют диалоговым. Меняются привычные роли участников: 

  • Преподаватель становится модератором учебно-воспитательных мероприятий, фасилитатором (от английского глагола facilitate — содействовать, облегчать, помогать) — то есть тем, кто создает благоприятные условия для выполнения разноплановых задач и эффективного общения внутри группы. 

  • Обучающиеся перестают быть пассивными «приемниками» информации, которую передает им учитель, превращаются в деятельных участников процесса, готовых обсуждать, задавать вопросы, делиться мнениями, сообща находить выход из заданной ситуации.

Трансформируется и сам учебный процесс: на смену монотонным лекциям, непонятным объяснениям приходят новые форматы, которые с первых минут цепляют внимание, вовлекают в изучение материала, помогают глубже погружаться в тему и сразу же применять знания на практике — чтобы усвоить информацию и отработать новые умения и навыки. Таким образом, учащиеся получают опыт, который будет полезен в реальной жизни. 

В чем ключевое отличие нового подхода? 


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Обучение может быть пассивным, активным, реактивным, интерактивным. 

  • Пассивный формат — это знакомые всем традиционные лекции, уроки. Автором тут является преподаватель, который передает информацию. Учащиеся ее принимают — слушают, конспектируют, а затем воспроизводят на зачете или экзамене. 

  • Реактивное обучение представляет собой ответную реакцию учащихся на какую-то конкретную проблему или ситуацию. Инициатива также остается за педагогом. 

  • Активный формат предполагает вовлечение учащихся в образовательный процесс. Студенты и школьники перестают пассивно слушать, что им говорят, и включаются в поиск информации, анализируют данные, исследуют проблему, работают над проектом. 

  • Интерактивное обучение многие приравнивают к активному. Хотя его правильнее было бы назвать более современной версией активного формата. И главное отличие состоит в том, что активное обучение строится на взаимодействии педагога с каждым из учеников. В интерактивном формате учащиеся выстраивают обратную связь не только с учителем, но и с образовательной средой (например, с платформой дистанционного обучения, где проходят вебинары), со своими одноклассниками или однокурсниками. То есть сеть связей здесь намного шире.

 Цели и задачи диалогового обучения


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Создать динамичную инклюзивную образовательную среду, которая будет способствовать глубокому погружению в предмет, вовлечению и активному участию учащихся в учебно-воспитательном процессе, обеспечить высокую мотивацию и познавательный интерес, сформировать определенные модели поведения и достичь эффективного усвоения учебных материалов — в этом состоят основные цели применения интерактивных методов обучения. 

Задачи этого подхода можно сформулировать так: 

  • сделать учебный процесс более гибким, позволить адаптировать его под индивидуальные потребности обучающихся, их способности, особенности восприятия информации;

  • обеспечить возможность более персонализированной обратной связи;

  • повысить вовлеченность учащихся в процесс получения новых знаний и опыта;

  • улучшить восприятие и запоминание информации;

  • добиться более глубокого понимания предмета;

  • развить критическое мышление;

  • сформировать навыки общения (а именно — умение задавать вопросы и слушать своего собеседника, вести конструктивный диалог, работать в команде);

  • выработать умения решать широкий спектр задач;

  • развить навыки самостоятельной работы (сюда можно отнести умение расставлять приоритеты, делить глобальные задачи на более мелкие и решать их последовательно, умение предполагать возможные последствия собственного выбора и способность отвечать за результат) и др. 

При таких условиях погружение в предмет получается более глубоким, а знания усваиваются намного быстрее и лучше — ведь их сразу применяют на практике. 

Интерактивное обучение подходит не только школьникам и студентам, но и совсем крохам, которые только начинают знакомиться с окружающим их миром. Как развить познавательные способности у малышей и какие средства для этого использовать? Ответы на эти вопросы даст курс «Педагог раннего развития»

На каких принципах строится интерактивное обучение?


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



В основе диалогового обучения лежат следующие принципы:

  • каждое занятие — это коллективный труд, в котором участвуют все без исключения;

  • все участники образовательного процесса равны, они — активные субъекты происходящего;

  • преподаватель — это не просто инструмент для передачи знаний, а тот, кто создает благоприятные условия для взаимодействия, выполняет роль гида по предмету, наставника и фасилитатора, который облегчает учащимся задачу по погружению в материал, его проработке и усвоению;

  • на смену монологам учителя приходят диалоги — педагог не просто делится информацией, но и получает и дает обратную связь, взаимодействует с учащимися;

  • студенты и ученики получают больше свободы, становятся более самостоятельными и автономными участниками образовательных отношений;

  • форматы учебных занятий и варианты заданий становятся более разнообразными — индивидуальная работа чередуется с парной и групповой, наряду с типовыми задачами появляются творческие, исследовательские, проектные;

  • у каждого есть право на собственное мнение;

  • на личности никто не переходит, критиковать можно только идеи;

  • все, что говорится на занятии, — это информация к размышлению, а не руководство к действию. 

Наконец, поощряется рефлексия, помогающая студентам критически осмыслить свой учебный опыт и найти связь с реальными ситуациями. Эти принципы создают подвижную увлекательную среду обучения, способствующую более глубокому пониманию и запоминанию информации.

Хотите узнать об этом больше и освоить профессию, которая будет всегда востребована? Пройдите онлайн-обучение на педагога в НЦРДО! 

Методы и приемы интерактивного обучения


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Итак, одна из главных задач, которую помогает успешно решать интерактивный подход к обучению — это вовлечение учащихся в процесс исследованиях новых сфер, предметов, усвоения новых знаний и получения опыта, который они тут же тестируют на практике. 

Для такого полного погружения в дисциплину и ее проблематику, для повышения заинтересованности студентов (и учеников) преподаватели применяют такие методы, как:

  • Дискуссия. Участвуя в обсуждении проблемы или вопроса, учащиеся выражают свою позицию, высказывают аргументы, пробуют найти ошибки и нестыковки в рассуждениях и предположениях собеседников, делать критические замечания корректно и конструктивно, учатся слушать мнение других и спокойно относиться к критике, искать компромиссные решения. 

  • Деловая или сюжетно-ролевая игра. Помогает сымитировать реальную ситуацию. При этом участники играют конкретные роли, наделяются разными полномочиями, имеют разные интересы и цели и решают задачи, которые приближены к реальной жизни. 

  • Проектная работа. Задача учащихся — исследовать проблему, проработать возможные пути ее решения. Этот метод помогает развить навыки работы в команде, умение общаться. 

  • Мозговой штурм. Увлекает всех участников процесса. Эта методика хороша, когда нужно быстро сгенерировать много разных вариантов решения задачи, проанализировать, взвесить плюсы и минусы каждой идеи и выбрать оптимально подходящую для конкретной ситуации. 

Современные технологии как средства обучения при интерактивном подходе


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



В реализации целей интерактивного обучения помогают современные средства и технологии:

  • виртуальные классы и аудитории;

  • белые доски, на которых пишут не мелом, а маркерами;

  • интерактивные доски, в которых сенсорные и мультимедийные технологии сочетаются с функциями привычной школьной доски (на них преподаватель может показать учащимся видео по теме или найденную в интернете информацию);

  • интерактивные столы;

  • компьютеры, ноутбуки и планшеты;

  • документ-камеры (приборы, помогающие проецировать страницы учебника на компьютер и интерактивную доску);

  • мобильные планетарии (в виде купола, внутри которого находится проектор) и др.

Все это многообразие средств помогает по максимуму использовать наглядные материалы, которые являются важной составляющей интерактивного обучения (ведь по данным исследований, почти 80 % всей информации об окружающем мире человек получает благодаря своему зрительному анализатору — глазам). 

Интерактивные формы обучения 


Перечислим основные формы, которые используют для организации интерактивного обучения. 




Форма


Описание

Мастер-класс

Педагог делится со своими подопечными практическим опытом. 

Вебинар

Лекция (объяснение материала) в сочетании с дискуссией по теме, разбором примеров, просмотром слайдов или видео.

Разбор кейсов 

(case-study)

Анализ конкретного примера, который предполагает рассмотрение проблемной ситуации с разных сторон, поиск возможных вариантов выхода из нее, аргументов за и против и выбор оптимального решения. Такая работа может проводиться в индивидуальном или групповом формате. 

Круглый стол (дебаты)

Участвуют две стороны — объясняют свою позицию, выражают мнение, обосновывают выбор, представляют аргументы. 

«Дерево решений»

Работа в группах. У каждой группы — свое «дерево», свой лист ватмана, на котором они записывают варианты решения какой-то проблемной ситуации. Зафиксировав свое видение, группы меняются ватманами и дополняют идеи условных соперников.

Ротационные тройки

Это одна из вариаций работы в мини-группах. Все участники делятся на тройки, состав которых меняется после выполнения каждого следующего задания — происходит ротация.

Опросы и голосование

Формы обсуждения какой-то ситуации или проблемы. Участники высказывают свои мнения, обосновывают их, подтверждают свою правоту аргументами. 

Инцидент

Учащиеся получают информацию о каком-то реальном случае (происшествии, событии), с которым они могут столкнуться в реальной жизни. В процессе обсуждения участники ищут необходимые дополнительные сведения, выдвигают гипотезы, проводят исследования, эксперименты, чтобы найти решение. 



Такие формы занятий способствуют вовлечению учащихся в процесс, их живое участие в поиске решений, благодаря чему новый материал легче воспринимается, глубже прорабатывается и лучше запоминается. 

Плюсы и минусы интерактива


Какие виды интерактивных методов обучения существуют?  какие методы обучения относятся к интерактивным



Преимущества интерактивного обучения очевидны. 

Учащиеся:

  • вовлечены в образовательный процесс; 

  • более свободны и самостоятельны в своих действиях;

  • тренируются работать в команде;

  • учатся слушать и слышать друг друга, высказывать мнение, аргументировать, спокойно воспринимать критику и корректно критиковать идеи других;

  • учатся мыслить критически и находить решение проблем;

  • проявляют искренний интерес и глубже изучают предмет;

  • тут же закрепляют полученные знания на практике. 

Однако для педагогов подготовка и проведение интерактивных уроков представляет определенные сложности:

  • важно сохранить баланс между обучением и игрой;

  • не все дисциплины и темы можно изучать в форме игры, дискуссии, мастер-класса;

  • не у всех есть выдающиеся способности организатора, чтобы грамотно управлять процессами;

  • не все дети одинаково хорошо себя чувствуют в непривычных условиях, что вызывает у них дискомфорт и тревожность;

  • проработка темы и выбор наиболее подходящих средств и форм интерактива требуют немалых энергозатрат.

К минусам интерактивного подхода можно отнести:

  • недостаточный уровень квалификации педагогов;

  • не все учащиеся потянут такой формат обучения (интровертам или просто застенчивым людям будет сложно принимать активное участие в занятиях; экстраверты, явные лидеры будут подавлять своей активностью и мешать другим высказывать мнение и т. п.);

  • ограниченное количество методических разработок;

  • ощутимые финансовые вложения для покупки оборудования, что могут себе позволить не все образовательные учреждения. 

Итак, интерактивный подход делает обучение более приятным, интересным и запоминающимся. Если школьники и студенты активно участвуют в процессе, они с большей вероятностью будут мотивированы, увлечены изучаемым предметом. Такой положительный опыт обучения повышает их общую удовлетворенность и способствует запоминанию информации на длительный срок.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели