Превратить изучение очередной темы в серьезную исследовательскую работу, увлечь даже самых неподдающихся отработкой навыков на симуляторе, помочь быстро и без усилий усвоить материал и применить новые знания на практике — все это делает возможным интерактивное обучение.
В чем суть этого подхода? Какие средства, методы и форматы задействовать, чтобы получить достойные результаты? Какие минусы стоит учитывать? Поговорим об этом в статье.
Что такое интерактивное обучение?
Интерактивным обучением называют подход к организации образовательного процесса, который предполагает живое участие обучающихся, их взаимодействие как с педагогом, так и между собой. Получается, что на первый план выходит не монолог (в исполнении преподавателя), а диалоги всех участвующих в обучении, поэтому этот подход еще называют диалоговым. Меняются привычные роли участников:
-
Преподаватель становится модератором учебно-воспитательных мероприятий, фасилитатором (от английского глагола facilitate — содействовать, облегчать, помогать) — то есть тем, кто создает благоприятные условия для выполнения разноплановых задач и эффективного общения внутри группы.
-
Обучающиеся перестают быть пассивными «приемниками» информации, которую передает им учитель, превращаются в деятельных участников процесса, готовых обсуждать, задавать вопросы, делиться мнениями, сообща находить выход из заданной ситуации.
Трансформируется и сам учебный процесс: на смену монотонным лекциям, непонятным объяснениям приходят новые форматы, которые с первых минут цепляют внимание, вовлекают в изучение материала, помогают глубже погружаться в тему и сразу же применять знания на практике — чтобы усвоить информацию и отработать новые умения и навыки. Таким образом, учащиеся получают опыт, который будет полезен в реальной жизни.
В чем ключевое отличие нового подхода?
Обучение может быть пассивным, активным, реактивным, интерактивным.
-
Пассивный формат — это знакомые всем традиционные лекции, уроки. Автором тут является преподаватель, который передает информацию. Учащиеся ее принимают — слушают, конспектируют, а затем воспроизводят на зачете или экзамене.
-
Реактивное обучение представляет собой ответную реакцию учащихся на какую-то конкретную проблему или ситуацию. Инициатива также остается за педагогом.
-
Активный формат предполагает вовлечение учащихся в образовательный процесс. Студенты и школьники перестают пассивно слушать, что им говорят, и включаются в поиск информации, анализируют данные, исследуют проблему, работают над проектом.
-
Интерактивное обучение многие приравнивают к активному. Хотя его правильнее было бы назвать более современной версией активного формата. И главное отличие состоит в том, что активное обучение строится на взаимодействии педагога с каждым из учеников. В интерактивном формате учащиеся выстраивают обратную связь не только с учителем, но и с образовательной средой (например, с платформой дистанционного обучения, где проходят вебинары), со своими одноклассниками или однокурсниками. То есть сеть связей здесь намного шире.
Цели и задачи диалогового обучения
Создать динамичную инклюзивную образовательную среду, которая будет способствовать глубокому погружению в предмет, вовлечению и активному участию учащихся в учебно-воспитательном процессе, обеспечить высокую мотивацию и познавательный интерес, сформировать определенные модели поведения и достичь эффективного усвоения учебных материалов — в этом состоят основные цели применения интерактивных методов обучения.
Задачи этого подхода можно сформулировать так:
-
сделать учебный процесс более гибким, позволить адаптировать его под индивидуальные потребности обучающихся, их способности, особенности восприятия информации;
-
обеспечить возможность более персонализированной обратной связи;
-
повысить вовлеченность учащихся в процесс получения новых знаний и опыта;
-
улучшить восприятие и запоминание информации;
-
добиться более глубокого понимания предмета;
-
развить критическое мышление;
-
сформировать навыки общения (а именно — умение задавать вопросы и слушать своего собеседника, вести конструктивный диалог, работать в команде);
-
выработать умения решать широкий спектр задач;
-
развить навыки самостоятельной работы (сюда можно отнести умение расставлять приоритеты, делить глобальные задачи на более мелкие и решать их последовательно, умение предполагать возможные последствия собственного выбора и способность отвечать за результат) и др.
При таких условиях погружение в предмет получается более глубоким, а знания усваиваются намного быстрее и лучше — ведь их сразу применяют на практике.
Интерактивное обучение подходит не только школьникам и студентам, но и совсем крохам, которые только начинают знакомиться с окружающим их миром. Как развить познавательные способности у малышей и какие средства для этого использовать? Ответы на эти вопросы даст курс «Педагог раннего развития».
На каких принципах строится интерактивное обучение?
В основе диалогового обучения лежат следующие принципы:
-
каждое занятие — это коллективный труд, в котором участвуют все без исключения;
-
все участники образовательного процесса равны, они — активные субъекты происходящего;
-
преподаватель — это не просто инструмент для передачи знаний, а тот, кто создает благоприятные условия для взаимодействия, выполняет роль гида по предмету, наставника и фасилитатора, который облегчает учащимся задачу по погружению в материал, его проработке и усвоению;
-
на смену монологам учителя приходят диалоги — педагог не просто делится информацией, но и получает и дает обратную связь, взаимодействует с учащимися;
-
студенты и ученики получают больше свободы, становятся более самостоятельными и автономными участниками образовательных отношений;
-
форматы учебных занятий и варианты заданий становятся более разнообразными — индивидуальная работа чередуется с парной и групповой, наряду с типовыми задачами появляются творческие, исследовательские, проектные;
-
у каждого есть право на собственное мнение;
-
на личности никто не переходит, критиковать можно только идеи;
-
все, что говорится на занятии, — это информация к размышлению, а не руководство к действию.
Наконец, поощряется рефлексия, помогающая студентам критически осмыслить свой учебный опыт и найти связь с реальными ситуациями. Эти принципы создают подвижную увлекательную среду обучения, способствующую более глубокому пониманию и запоминанию информации.
Хотите узнать об этом больше и освоить профессию, которая будет всегда востребована? Пройдите онлайн-обучение на педагога в НЦРДО!
Методы и приемы интерактивного обучения
Итак, одна из главных задач, которую помогает успешно решать интерактивный подход к обучению — это вовлечение учащихся в процесс исследованиях новых сфер, предметов, усвоения новых знаний и получения опыта, который они тут же тестируют на практике.
Для такого полного погружения в дисциплину и ее проблематику, для повышения заинтересованности студентов (и учеников) преподаватели применяют такие методы, как:
-
Дискуссия. Участвуя в обсуждении проблемы или вопроса, учащиеся выражают свою позицию, высказывают аргументы, пробуют найти ошибки и нестыковки в рассуждениях и предположениях собеседников, делать критические замечания корректно и конструктивно, учатся слушать мнение других и спокойно относиться к критике, искать компромиссные решения.
-
Деловая или сюжетно-ролевая игра. Помогает сымитировать реальную ситуацию. При этом участники играют конкретные роли, наделяются разными полномочиями, имеют разные интересы и цели и решают задачи, которые приближены к реальной жизни.
-
Проектная работа. Задача учащихся — исследовать проблему, проработать возможные пути ее решения. Этот метод помогает развить навыки работы в команде, умение общаться.
-
Мозговой штурм. Увлекает всех участников процесса. Эта методика хороша, когда нужно быстро сгенерировать много разных вариантов решения задачи, проанализировать, взвесить плюсы и минусы каждой идеи и выбрать оптимально подходящую для конкретной ситуации.
Современные технологии как средства обучения при интерактивном подходе
В реализации целей интерактивного обучения помогают современные средства и технологии:
-
виртуальные классы и аудитории;
-
белые доски, на которых пишут не мелом, а маркерами;
-
интерактивные доски, в которых сенсорные и мультимедийные технологии сочетаются с функциями привычной школьной доски (на них преподаватель может показать учащимся видео по теме или найденную в интернете информацию);
-
интерактивные столы;
-
компьютеры, ноутбуки и планшеты;
-
документ-камеры (приборы, помогающие проецировать страницы учебника на компьютер и интерактивную доску);
-
мобильные планетарии (в виде купола, внутри которого находится проектор) и др.
Все это многообразие средств помогает по максимуму использовать наглядные материалы, которые являются важной составляющей интерактивного обучения (ведь по данным исследований, почти 80 % всей информации об окружающем мире человек получает благодаря своему зрительному анализатору — глазам).
Интерактивные формы обучения
Перечислим основные формы, которые используют для организации интерактивного обучения.
Форма |
Описание |
---|---|
Мастер-класс |
Педагог делится со своими подопечными практическим опытом. |
Вебинар |
Лекция (объяснение материала) в сочетании с дискуссией по теме, разбором примеров, просмотром слайдов или видео. |
Разбор кейсов
(case-study) |
Анализ конкретного примера, который предполагает рассмотрение проблемной ситуации с разных сторон, поиск возможных вариантов выхода из нее, аргументов за и против и выбор оптимального решения. Такая работа может проводиться в индивидуальном или групповом формате. |
Круглый стол (дебаты) |
Участвуют две стороны — объясняют свою позицию, выражают мнение, обосновывают выбор, представляют аргументы. |
«Дерево решений» |
Работа в группах. У каждой группы — свое «дерево», свой лист ватмана, на котором они записывают варианты решения какой-то проблемной ситуации. Зафиксировав свое видение, группы меняются ватманами и дополняют идеи условных соперников. |
Ротационные тройки |
Это одна из вариаций работы в мини-группах. Все участники делятся на тройки, состав которых меняется после выполнения каждого следующего задания — происходит ротация. |
Опросы и голосование |
Формы обсуждения какой-то ситуации или проблемы. Участники высказывают свои мнения, обосновывают их, подтверждают свою правоту аргументами. |
Инцидент |
Учащиеся получают информацию о каком-то реальном случае (происшествии, событии), с которым они могут столкнуться в реальной жизни. В процессе обсуждения участники ищут необходимые дополнительные сведения, выдвигают гипотезы, проводят исследования, эксперименты, чтобы найти решение. |
Такие формы занятий способствуют вовлечению учащихся в процесс, их живое участие в поиске решений, благодаря чему новый материал легче воспринимается, глубже прорабатывается и лучше запоминается.
Плюсы и минусы интерактива
Преимущества интерактивного обучения очевидны.
Учащиеся:
-
вовлечены в образовательный процесс;
-
более свободны и самостоятельны в своих действиях;
-
тренируются работать в команде;
-
учатся слушать и слышать друг друга, высказывать мнение, аргументировать, спокойно воспринимать критику и корректно критиковать идеи других;
-
учатся мыслить критически и находить решение проблем;
-
проявляют искренний интерес и глубже изучают предмет;
-
тут же закрепляют полученные знания на практике.
Однако для педагогов подготовка и проведение интерактивных уроков представляет определенные сложности:
-
важно сохранить баланс между обучением и игрой;
-
не все дисциплины и темы можно изучать в форме игры, дискуссии, мастер-класса;
-
не у всех есть выдающиеся способности организатора, чтобы грамотно управлять процессами;
-
не все дети одинаково хорошо себя чувствуют в непривычных условиях, что вызывает у них дискомфорт и тревожность;
-
проработка темы и выбор наиболее подходящих средств и форм интерактива требуют немалых энергозатрат.
К минусам интерактивного подхода можно отнести:
-
недостаточный уровень квалификации педагогов;
-
не все учащиеся потянут такой формат обучения (интровертам или просто застенчивым людям будет сложно принимать активное участие в занятиях; экстраверты, явные лидеры будут подавлять своей активностью и мешать другим высказывать мнение и т. п.);
-
ограниченное количество методических разработок;
-
ощутимые финансовые вложения для покупки оборудования, что могут себе позволить не все образовательные учреждения.
Итак, интерактивный подход делает обучение более приятным, интересным и запоминающимся. Если школьники и студенты активно участвуют в процессе, они с большей вероятностью будут мотивированы, увлечены изучаемым предметом. Такой положительный опыт обучения повышает их общую удовлетворенность и способствует запоминанию информации на длительный срок.