 
- Предмет изучения и разделы клинической психологии детей и подростков
- Задачи детской клинической психологии
- Детский клинический психолог - что за профессия?
- Когда следует обратиться за помощью к детскому клиническому психологу?
- Методы, применяемые исследователями психики ребенка
К сожалению, в современном мире продолжает увеличиваться число детей и подростков с неврозами, отклонениями в поведении и развитии, нарушениями психического здоровья, поэтому сейчас особенно актуален вопрос достижения психологического благополучия у подрастающего поколения.
Не секрет, что эмоциональное здоровье детей и подростков крайне важно для общества, ведь от него напрямую зависят самочувствие и настроение ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, успеваемость и самооценка. Именно в детском возрасте закладывается фундамент счастливой и продуктивной личности.
Детская клиническая психология – это как раз та наука, которая изучает причины и проявления психических нарушений в развитии детей и подростков. Поговорим подробнее о ее разделах, целевых задачах и основных методах.
 
Предмет изучения и разделы клинической психологии детей и подростков
 
 
 
 
Клиническая психология детского и подросткового возраста занимается изучением закономерностей нарушенного психического развития, вызванного свойствами нервной системы, психосоматикой, расстройствами и заболеваниями, условиями воспитания и социальной среды. Причина может быть самой неожиданной, поэтому детский клинический психолог должен учитывать все биологические и социальные факторы, влияющие на ребенка, чтобы провести максимально полное обследование и назначить верное лечение.
Дисциплина «детская и подростковая клиническая психология» тесно связана с медициной, педагогикой, дефектологией и другими психологическими науками и включает в себя несколько разделов:
Детскую патопсихологию, выявляющую признаки и особенности нарушений психической деятельности у детей и подростков, которые могут проявиться из-за диагностированных заболеваний психики, отклонений в работе головного мозга и особенностей условий существования.
Детскую нейропсихологию, которая изучает влияние механизмов мозговой деятельности на психику и ее развитие в детском возрасте и позволяет провести полноценную диагностику и коррекцию нарушений.
Специальную психологию, которая дает возможность посмотреть на психическое развитие ребенка с учетом неблагополучных условий, в которых он растет.
Детскую психосоматику, при помощи которой можно отследить, как влияют стрессовые и травмирующие события на здоровье, психику и поведение ребенка, а также оказать необходимую поддержку семьям детей.
Психокоррекцию и психотерапию, современные подходы которых успешно используются для проведения оценки психического развития в соответствии с конкретным возрастом, а также при постановке диагноза и осуществлении коррекционного воздействия.
 
Задачи детской клинической психологии
 
 
Клиническая психология детей и подростков имеет ряд центральных задач:
- 
	Выяснить и научно обосновать нормы психических функций для детей разного возраста. 
- 
	Определить, насколько соответствует уровень психического развития ребенка утвержденным возрастным нормам. 
- 
	Выявить патологии и провести диагностику отклонений. 
- 
	Изучить психику детей, которые имеют особенности здоровья и развития, растут в неблагополучных семьях или условиях. 
- 
	Скорректировать обнаруженные нарушения, принять меры для сохранения и укрепления здоровья. 
- 
	Исследовать поведение ребенка, имеющего отклонения в развитии, особенности его общения с родителями, наставниками, воспитателями. 
- 
	Получить полноценную информацию о психической деятельности ребенка/подростка для проведения экспертизы и составления прогноза. 
Детский клинический психолог - что за профессия?
 
 
 
Это специалист, который знает особенности работы детской психики как в норме, так и при нарушениях или конкретных заболеваниях. Поскольку это практик, он должен владеть методиками, помогающими провести тщательную диагностику, применить профилактические и психотерапевтические меры, осуществить реабилитацию маленьких пациентов.
Клинический психолог работает в государственных и частных медицинских и образовательных организациях, а также частным образом помогает детям и их семьям справиться с кризисным состоянием. В медицине такой специалист принимает участие в реабилитации детей и подростков, перенесших инсульт или сложную операцию, способствует развитию малышей при наличии отклонений здоровья и трудностей в общении. Если у ребенка есть какое-то хроническое заболевание, то психолог помогает родителям принять поставленный диагноз.
Из задач клинической психологии следуют действия, которые выполняют психологи этой направленности в работе с детьми и подростками. Они должны проводить:
- 
	клиническую диагностику (при помощи специальных методов выявлять дефект); 
- 
	коррекцию (посредством методик обучения, воспитания и исправления налаживать мышление, поведение, память, усидчивость, дисциплинированность, навыки концентрации внимания и решения вопросов); 
- 
	экспертизу (проводить оценочный анализ развития ребенка); 
- 
	консультации детей с особенностями развития и их родственников; 
- 
	психотерапевтические сеансы для детей, подростков и их семей; 
- психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушенным здоровьем (организовывать условия для успешного обучения и воспитания малышей в соответствии с их физическими и психическими возможностями).
 
Когда следует обратиться за помощью к детскому клиническому психологу?
 
 
К специалисту следует обратиться:
- 
	если ребенок не разговаривает или разговаривает плохо; 
- 
	при расстройстве аутистического спектра; 
- 
	когда малыш гиперактивен, импульсивен; 
- 
	если ребенок капризен, не умеет справляться с эмоциями; 
- 
	при повышенной тревожности и наличии страхов; 
- 
	при синдроме дефицита внимания; 
- 
	в кризисной ситуации; 
- 
	при психосоматических заболеваниях; 
- 
	если малыш нуждается в реабилитации после болезни или стресса; 
- 
	когда у ребенка сложные отношения со сверстниками и взрослыми; 
- 
	когда родители подозревают у ребенка психическое расстройство. 
Если клинический психолог в процессе диагностики обнаружит у малыша неврологические нарушения, которые не входят в зону его деятельности, он посоветует проконсультироваться у врача узкого профиля для постановки верного диагноза и назначения эффективного лечения.
 
Методы, применяемые исследователями психики ребенка
 
 
Психологи изучают особенности эмоционального развития детей и подростков на основе принципов обобщенной психологии, влияния психики на поведение. Чтобы получить наиболее достоверную информацию, нужно принимать во внимание возрастные особенности детской нервной системы, стараться проводить обследование в знакомой малышу обстановке, учитывать стиль и образ жизни конкретного ребенка, его привычки и этническую принадлежность.
Существуют основные методы исследования детской психики:
- Наблюдение.
Психолог отслеживает, как ведет себя ребенок в привычной ему обстановке. Исследователь тщательно наблюдает за действиями малыша, высказываниями, движениями, ощущениями, чтобы понять, какие именно психические процессы стоят за этими внешними реакциями.
- Проведение опросов.
Метод помогает выяснить уровень знаний ребенка, его отношение к себе и окружающим, к событиям, поступкам и предметам, с которыми он сталкивается в жизни. Для этого специалист проводит беседу, которая включает в себя максимально простые и понятные вопросы, предполагающие честные ответы малыша без подсказок и давления со стороны взрослых. Ребенок должен сам принимать решения. Примеры вопросов: «Ты обижен на свою маму?», «Во что ты любишь играть?», «Ты хочешь учиться в школе?».
Если малышу еще не исполнилось четыре года, то опрос лучше проводить при помощи специальных картинок.
- Эксперимент.
Тут основной целью будет «спровоцировать» детскую психику на проявления, изменив условия деятельности. В незнакомых ситуациях дети и подростки зачастую действуют наугад, подсознательно. И по новому поведению ребенка можно судить об особенностях его психики. Поскольку речь идет о детях и подростках, эксперимент проводится в виде игры.
- Анализ результатов деятельности.
Метод заключается в оценке рисунков, аппликаций, поделок, придуманных историй и сказок. По результатам такой творческой деятельности специалист определяет, каким малыш видит окружающий мир – доброжелательным или агрессивным.
Если ребенок выполняет конкретную задачу, то полученное в результате изделие «расскажет» психологу, насколько малыш понимает данные указания, каковы его способности, внимателен ли он.
- Социометрия.
Это тестовая методика, которая предназначена как для определения отношений в коллективе (и уровня благоприятности климата в нем), так и для выявления статуса и комфорта конкретной личности в условиях этого коллектива. При помощи социометрии можно количественно выяснить, как именно общаются дети в группе детского сада или в классе, кто пользуется доверием и признанием, а кого не любят и избегают.
Чтобы получить наиболее полную информацию, клинический психолог использует в работе не один метод, а несколько. Важными моментами будут также выстраивание доверительных отношений с маленьким пациентом и игровая форма применяемых техник.
В нашем обучающем центре опытные психологи практики рассказывают обо всех методах клинической психологии. Освоив наш курс по клинической психологии, вы получите все необходимые компетенции для помощи детям, подросткам и их родителям в условиях кризисной ситуации.
 
                                      .png) 
                       
							 
	 
         
                         
        