Клиническая психология детей и подростков

22.03.2022
Клиническая психология детей и подростков
Клиническая психология детей и подростков профессия детского клинического психолога


К сожалению, в современном мире продолжает увеличиваться число детей и подростков с неврозами, отклонениями в поведении и развитии, нарушениями психического здоровья, поэтому сейчас особенно актуален вопрос достижения психологического благополучия у подрастающего поколения.

Не секрет, что эмоциональное здоровье детей и подростков крайне важно для общества, ведь от него напрямую зависят самочувствие и настроение ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, успеваемость и самооценка. Именно в детском возрасте закладывается фундамент счастливой и продуктивной личности.

Детская клиническая психология – это как раз та наука, которая изучает причины и проявления психических нарушений в развитии детей и подростков. Поговорим подробнее о ее разделах, целевых задачах и основных методах.


Предмет изучения и разделы клинической психологии детей и подростков


Клиническая психология детей и подростков профессия детского клинического психолога


Клиническая психология детского и подросткового возраста занимается изучением закономерностей нарушенного психического развития, вызванного свойствами нервной системы, психосоматикой, расстройствами и заболеваниями, условиями воспитания и социальной среды. Причина может быть самой неожиданной, поэтому детский клинический психолог должен учитывать все биологические и социальные факторы, влияющие на ребенка, чтобы провести максимально полное обследование и назначить верное лечение.

Дисциплина «детская и подростковая клиническая психология» тесно связана с медициной, педагогикой, дефектологией и другими психологическими науками и включает в себя несколько разделов:

Детскую патопсихологию, выявляющую признаки и особенности нарушений психической деятельности у детей и подростков, которые могут проявиться из-за диагностированных заболеваний психики, отклонений в работе головного мозга и особенностей условий существования.

Детскую нейропсихологию, которая изучает влияние механизмов мозговой деятельности на психику и ее развитие в детском возрасте и позволяет провести полноценную диагностику и коррекцию нарушений.

Специальную психологию, которая дает возможность посмотреть на психическое развитие ребенка с учетом неблагополучных условий, в которых он растет.

Детскую психосоматику, при помощи которой можно отследить, как влияют стрессовые и травмирующие события на здоровье, психику и поведение ребенка, а также оказать необходимую поддержку семьям детей.

Психокоррекцию и психотерапию, современные подходы которых успешно используются для проведения оценки психического развития в соответствии с конкретным возрастом, а также при постановке диагноза и осуществлении коррекционного воздействия.


Задачи детской клинической психологии



Клиническая психология детей и подростков профессия детского клинического психолога


Клиническая психология детей и подростков имеет ряд центральных задач:

  1. Выяснить и научно обосновать нормы психических функций для детей разного возраста.

  2. Определить, насколько соответствует уровень психического развития ребенка утвержденным возрастным нормам.

  3. Выявить патологии и провести диагностику отклонений.

  4. Изучить психику детей, которые имеют особенности здоровья и развития, растут в неблагополучных семьях или условиях.

  5. Скорректировать обнаруженные нарушения, принять меры для сохранения и укрепления здоровья.

  6. Исследовать поведение ребенка, имеющего отклонения в развитии, особенности его общения с родителями, наставниками, воспитателями.

  7. Получить полноценную информацию о психической деятельности ребенка/подростка для проведения экспертизы и составления прогноза.


Детский клинический психолог - что за профессия?


Клиническая психология детей и подростков профессия детского клинического психолога


Это специалист, который знает особенности работы детской психики как в норме, так и при нарушениях или конкретных заболеваниях. Поскольку это практик, он должен владеть методиками, помогающими провести тщательную диагностику, применить профилактические и психотерапевтические меры, осуществить реабилитацию маленьких пациентов.

Клинический психолог работает в государственных и частных медицинских и образовательных организациях, а также частным образом помогает детям и их семьям справиться с кризисным состоянием. В медицине такой специалист принимает участие в реабилитации детей и подростков, перенесших инсульт или сложную операцию, способствует развитию малышей при наличии отклонений здоровья и трудностей в общении. Если у ребенка есть какое-то хроническое заболевание, то психолог помогает родителям принять поставленный диагноз.

Из задач клинической психологии следуют действия, которые выполняют психологи этой направленности в работе с детьми и подростками. Они должны проводить:

  • клиническую диагностику (при помощи специальных методов выявлять дефект);

  • коррекцию (посредством методик обучения, воспитания и исправления налаживать мышление, поведение, память, усидчивость, дисциплинированность, навыки концентрации внимания и решения вопросов);

  • экспертизу (проводить оценочный анализ развития ребенка);

  • консультации детей с особенностями развития и их родственников;

  • психотерапевтические сеансы для детей, подростков и их семей;

  • психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушенным здоровьем (организовывать условия для успешного обучения и воспитания малышей в соответствии с их физическими и психическими возможностями).

Когда следует обратиться за помощью к детскому клиническому психологу?


Клиническая психология детей и подростков профессия детского клинического психолога


К специалисту следует обратиться:

  • если ребенок не разговаривает или разговаривает плохо;

  • при расстройстве аутистического спектра;

  • когда малыш гиперактивен, импульсивен;

  • если ребенок капризен, не умеет справляться с эмоциями;

  • при повышенной тревожности и наличии страхов;

  • при синдроме дефицита внимания;

  • в кризисной ситуации;

  • при психосоматических заболеваниях;

  • если малыш нуждается в реабилитации после болезни или стресса;

  • когда у ребенка сложные отношения со сверстниками и взрослыми;

  • когда родители подозревают у ребенка психическое расстройство.

Если клинический психолог в процессе диагностики обнаружит у малыша неврологические нарушения, которые не входят в зону его деятельности, он посоветует проконсультироваться у врача узкого профиля для постановки верного диагноза и назначения эффективного лечения.


Методы, применяемые исследователями психики ребенка


Клиническая психология детей и подростков профессия детского клинического психолога


Психологи изучают особенности эмоционального развития детей и подростков на основе принципов обобщенной психологии, влияния психики на поведение. Чтобы получить наиболее достоверную информацию, нужно принимать во внимание возрастные особенности детской нервной системы, стараться проводить обследование в знакомой малышу обстановке, учитывать стиль и образ жизни конкретного ребенка, его привычки и этническую принадлежность.

Существуют основные методы исследования детской психики:

  • Наблюдение.

Психолог отслеживает, как ведет себя ребенок в привычной ему обстановке. Исследователь тщательно наблюдает за действиями малыша, высказываниями, движениями, ощущениями, чтобы понять, какие именно психические процессы стоят за этими внешними реакциями.

  • Проведение опросов.

Метод помогает выяснить уровень знаний ребенка, его отношение к себе и окружающим, к событиям, поступкам и предметам, с которыми он сталкивается в жизни. Для этого специалист проводит беседу, которая включает в себя максимально простые и понятные вопросы, предполагающие честные ответы малыша без подсказок и давления со стороны взрослых. Ребенок должен сам принимать решения. Примеры вопросов: «Ты обижен на свою маму?», «Во что ты любишь играть?», «Ты хочешь учиться в школе?».

Если малышу еще не исполнилось четыре года, то опрос лучше проводить при помощи специальных картинок.

  • Эксперимент.

Тут основной целью будет «спровоцировать» детскую психику на проявления, изменив условия деятельности. В незнакомых ситуациях дети и подростки зачастую действуют наугад, подсознательно. И по новому поведению ребенка можно судить об особенностях его психики. Поскольку речь идет о детях и подростках, эксперимент проводится в виде игры.

  • Анализ результатов деятельности. 

Метод заключается в оценке рисунков, аппликаций, поделок, придуманных историй и сказок. По результатам такой творческой деятельности специалист определяет, каким малыш видит окружающий мир – доброжелательным или агрессивным.

Если ребенок выполняет конкретную задачу, то полученное в результате изделие «расскажет» психологу, насколько малыш понимает данные указания, каковы его способности, внимателен ли он.

  • Социометрия.

Это тестовая методика, которая предназначена как для определения отношений в коллективе (и уровня благоприятности климата в нем), так и для выявления статуса и комфорта конкретной личности в условиях этого коллектива. При помощи социометрии можно количественно выяснить, как именно общаются дети в группе детского сада или в классе, кто пользуется доверием и признанием, а кого не любят и избегают.

Чтобы получить наиболее полную информацию, клинический психолог использует в работе не один метод, а несколько. Важными моментами будут также выстраивание доверительных отношений с маленьким пациентом и игровая форма применяемых техник.

В нашем обучающем центре опытные психологи практики рассказывают обо всех методах клинической психологии. Освоив наш курс по клинической психологии, вы получите все необходимые компетенции для помощи детям, подросткам и их родителям в условиях кризисной ситуации.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 12 апреля 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели