Часто педагоги жалуются на школьников, которые нарушают нормы поведения: грубят, срывают уроки, дерутся, с трудом учатся, избегают общения со сверстниками. Такие дети могут иметь психологические отклонения или расти в проблемной семье, поэтому помощь им оказывает специалист, который объединяет усилия родителей, школы и общества. Это социальный педагог.
Наша статья даст ответы на вопросы: кто такой социальный педагог и каковы его обязанности, какие методы он использует в работе и где освоить эту профессию.
О профессии социального педагога
Профессия появилась не так давно – в начале двухтысячных годов. Сегодня социальный педагог играет немаловажную роль в школе, поскольку работает с детьми разного возраста, нуждающимися не только в психологической коррекции, но и в юридической поддержке.
Специалист согласовывает свои действия и тесно сотрудничают с работниками социальной защиты населения, сотрудниками органов правопорядка, учителями и родителями.
Дети, которым необходима поддержка социального педагога:
-
являются сиротами;
-
находятся под опекой;
-
растут в неполной семье;
-
имеют инвалидность или другие серьезные нарушения здоровья;
-
нуждаются в сохранности или получении жилой площади;
-
постоянно испытывают стресс (в семье или классе);
-
имеют родителей алкоголиков или наркоманов;
-
сами курят, употребляют наркотики и/или алкоголь;
-
не получают полноценное питание;
-
страдают социальной дезадаптацией;
-
плохо успевают в школе;
-
наоборот, чрезвычайно одаренные от природы и нуждаются в индивидуальном развитии своих талантов.
В работе с проблемными детьми педагог уделяет особо серьезное внимание подвергающимся домашнему насилию. В таких семьях присутствуют эгоизм и вседозволенность, малыши часто не доедают, не получают должного внимания со стороны взрослых и необходимое для жизни. В перспективе такие дети могут страдать нарушениями психики и даже встать на путь преступления.
Цели социального педагога
Основная деятельность социального педагога – педагогическая и психологическая помощь. А главная цель всех его трудов – положительно повлиять на психику воспитанников. Обычно специалист планирует свои занятия таким образом, чтобы решить следующие задачи:
-
стабилизировать детскую психику;
-
развить у детей навыки, необходимые для взаимодействия с другими людьми;
-
скорректировать проблемы в поведении;
-
защитить права детей;
-
выявить таланты и способности;
-
организовать культурные и досуговые мероприятия;
-
обеспечить безопасность учеников;
-
помочь детям и подросткам найти свои сильные стороны и профессиональное призвание.
Обязанности социального педагога
Чтобы организовать плодотворную воспитательную работу в школе, специалист должен создать комфортные условия для своих подопечных и выстроить с ними доверительные отношения. Только искренность и доверие помогут воспитанникам преодолеть психологический барьер и начать активно взаимодействовать с педагогом.
Обязанности социального педагога прописываются в должностной инструкции. Основные из них – это:
-
организация классной и внеклассной воспитательной работы;
-
формирование культуры личности;
-
работа над адаптацией учеников к жизни в коллективе и обществе;
-
привитие ребятам уважения к природе и любви к родному краю;
-
изучение личностных особенностей детей и бытовых условий их существования;
-
определение потребностей, желаний и интересов подопечных;
-
развитие умственных талантов и физических способностей учащихся;
-
выявление проблем и конфликтов в семье и классе;
-
исследование отклонений поведения обучающихся;
-
оказание социальной помощи воспитанникам, защита их прав и интересов;
-
посредничество между учеником и школой, семьей, социальными и правоохранительными органами, ближайшим окружением;
-
обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
-
разработка качественных обучающих программ и контроль их реализации;
-
посещение семей учеников для консультации и ревизии.
Проблемы социальных педагогов
Эта работа имеет существенные сложности, с которыми способен справиться не каждый человек. Специалисту придется приложить достаточное количество эмоциональных и физических усилий, чтобы отлично справляться со своими обязанностями и получать видимые результаты.
Как мы уже знаем, социальный педагог работает с детьми из неблагополучных семей, имеющими серьезные проблемы с поведением, здоровьем и адаптацией. А это означает, что профессия подходит только терпеливым и общительным людям с высоким уровнем эмпатии. Они должны быть организованными, эмоционально стабильными, уметь быстро принимать самые оптимальные решения с учетом индивидуальных особенностей детей и их ситуации.
Также социальный педагог должен иметь высокую стрессоустойчивость, поскольку профессия достаточно трудная и связана с большой психологической нагрузкой. Зачастую специалисты сталкиваются с неадекватным поведением и угрозами как от детей, так и от их родителей. Нужно понимать, что бороться придется за счастье каждого своего воспитанника, неся при этом ответственность за его жизнь и здоровье.
Из существенных минусов профессии следует упомянуть ненормированный рабочий день, небольшую заработную плату и отсутствие карьерного роста.
Поэтому можно смело говорить о том, что социальный педагог – это человек, который живет и горит своей работой, любит детей и искренне хочет им помочь.
Требования к социальному педагогу
Чтобы устроиться на работу в социально-педагогическое учреждение, специалист должен соответствовать следующим требованиям:
-
иметь высшее образование по профилю (или диплом профессиональной переподготовки);
-
знать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность социального педагога, и семейное законодательство;
-
ориентироваться в общей и социальной педагогике и психологии;
-
понимать технологию обучения, воспитания и развития;
-
знать способы социальной защиты подопечных;
-
владеть психодиагностическими методами;
-
уметь оказывать поддержку учащимся в процессе социализации;
-
знать техники и приемы оказания первой помощи;
-
разбираться в детских проблемах, уметь выяснять их причину и следствие;
-
обладать хорошо поставленной и грамотной речью;
-
уметь проводить работу по физическому воспитанию;
-
знать способы взаимодействия с детьми, их родителями, учителями, сотрудниками соцслужб;
-
применять методы интерактивного обучения.
Методики работы социального педагога
Нельзя забывать о том, что в зоне ответственности социального педагога находятся школьники с ОВЗ, дети, потерявшие родителей, жертвы агрессии родственников или сверстников. Словом, многие из подопечных педагога – малыши, пережившие травму или серьезное негативное событие. Поэтому в своей работе социальный педагог использует мягкое психологическое воздействие и определенные воспитательные методы.
К ним относятся:
НАБЛЮДЕНИЕ. Наблюдая и фиксируя, как именно ребенок общается, ведет себя в семье, с друзьями, в школе, как выполняет задачи и реагирует на события, педагог получает большое количество первичного материала для своей дальнейшей аналитической и коррекционной работы.
УБЕЖДЕНИЕ. С помощью знаний правовых норм и психологического воздействия специалист способен убедить воспитанника в неутешительных последствиях его поведения. Часто, поддавшись убеждению, ребенок выказывает готовность искать пути решения в сложившейся ситуации, действовать и меняться.
БЕСЕДА. Интервью проводится в комфортной обстановке и предполагает обязательную предварительную подготовку социального педагога к нему. Наметить цель беседы и составить простые вопросы нужно заранее. Это отличный метод, чтобы получить от ребенка прямую информацию о его мыслях и желаниях, понять, каким он видит себя и свое окружение, что любит, чего опасается.
СОЦИОМЕТРИЯ. С помощью этой техники можно определить атмосферу и отношения в коллективе, обнаружить симпатии и антипатии между детьми, понять, кто является изгоем, а кто лидером. Суть такого тестирования – выяснить роль и психологический статус каждого ребенка в классе. Эти данные дают специалисту возможность рекомендовать учителями и школьникам способы для улучшения их взаимоотношений и урегулирования возникающих конфликтов.
В зависимости от конкретного случая, специалист может включить в работу и психотерапевтические методы – например, арт-терапию, игротерапию, песочную терапию.
Где учиться на социального педагога?
Желающим работать с детьми в должности социального педагога нужно окончить вуз или колледж, выбрав психолого-педагогические или социологические факультеты.
Более быстрый и комфортный способ освоить профессию – пройти профессиональную переподготовку на базе уже имеющегося любого высшего или среднего профессионального образования. Национальный центральный институт развития дополнительного образования предлагает желающим пройти дистанционный курс «Социальный педагог. Организация воспитательного процесса в образовательных организациях». Всего за 4 месяца слушатели курса получат актуальные знания в социальной педагогике, овладеют всеми методами и приемами оказания мер социальной помощи и поддержки детям и подросткам и получат диплом института, который имеет бесспорную ценность у работодателей.
Где может работать социальный педагог?
После обучения трудоустройство не вызовет у выпускников проблем. Можно начать работать в школе, детском саду, школе-интернате, коррекционном или семейном центре, трудиться в благотворительной организации или социальной службе.
Многие социальные педагоги становятся сотрудниками компаний, которые предоставляют помощь матерям и их детям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
Словом, грамотный и ответственный специалист легко найдет работу в любой области, которая занимается педагогикой, психологией и оказывает поддержку детям из неблагополучных семей.