Почему детям так нравится плескаться в воде? Да и не только детям, но и взрослым? Мы не чувствуем земного притяжения, становимся невесомыми, а умение плавать – это как парить в небе.
Плюсом к удовольствию, которое мы получаем от плавания, идет и несомненная польза для здоровья. Особенно это важно для детей. Чем меньше ребенок болеет, тем лучше для него. Закладывая основы здорового образа жизни, укрепляя иммунитет, приучая ребенка к спорту – мы стараемся сделать все, для того, чтобы его жизнь была как можно лучше и интереснее. Естественные водоемы доступны нашим детям только летом, а весной и осенью можно отдать их в бассейн. Это ничем не хуже. К тому же, в бассейне еще и могут научить правильно плавать.
Давайте подробнее разберем следующие вопросы, которые волнуют многих родителей – с какого возраста можно отдавать ребенка в бассейн, есть ли противопоказания для плавания и как вообще обучают ребенка в бассейне.
С какого возраста отдавать ребенка в бассейн?
Отдавать можно уже с нескольких месяцев, если нет противопоказаний (о них мы поговорим чуть ниже). Конечно, в грудничковом возрасте, речь идет не о профессиональном плавании, а о знакомстве ребенка с водой. В бассейн можно брать ребенка с двух месяцев. Груднички, как правило, плавают вместе с мамами под руководством инструктора.
Дети постарше, от трех лет, учатся в бассейне держаться на воде, не бояться ее, осуществлять простые действия с предметами, играть в воде, учатся задерживать дыхание и т. д. О профессиональной подготовке речь идти может уже ближе к семи-восьми годам.
Польза от плавания
Польза от плавания есть в любом возрасте, но если вы отдадите ребенка в бассейн еще в дошкольном возрасте, будет еще лучше. Объясним почему.
Развитие мускулатуры. С рождения до двух лет ребенок активно растет, затем темп роста замедляется. Но все равно, представьте, сколько сил на это требуется детскому организму! Осваиваются новые движения (выстраиваются новые нейронные связи), мышцы поддерживают увеличивающийся вес, координируют движения рук и ног. Плавание помогает развить мышцы ребенка равномерно, что создает благоприятные условия для их развития и усиления.
Когда ребенок плавает, движение происходит за счет крупных мышц тела. Но именно при помощи плавания, начинают работать и слаборазвитые мелкие мышцы. Напряжение чередуется с расслаблением, такой режим занятий не утомляет ребенка, позволяет ему справиться с нагрузкой.
Формируем правильную осанку. Если не укреплять мышцы ребенка, то его осанка может пострадать. Особенно это касается тех детей, которые идут в первый класс. Плавание снижает нагрузку на позвоночник, позволяет укрепить мышцы спины, которые будут поддерживать ее правильное положение, когда ребенок сидит за партой. Упражнения в воде убирают «расбалансировку» мышц, которая приводит к искривлению позвоночника.
Позвоночник в дошкольном возрасте только формируется, он мягкий и эластичный и может подвергаться неправильным изгибам, от которых потом трудно будет избавиться.
Укрепляем иммунитет. Один из важных плюсов плавания – это закаливание. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, помните такую старую поговорку? Вода плюс движение – что может быть лучше? При занятиях в бассейне – повышается тонус организма, увеличивается выносливость, улучшается сон и общее состояние ребенка.
Легкое проникновение инфекции в дыхательные пути ребенка обусловлено физиологией детского организма (узость, нежность, ранимость слизистых оболочек). Это и приводит к частым воспалительным процессам, раздражению от сухого воздуха (особенно зимой в помещении). При занятиях плаванием дыхательная система и мускулатура развиваются, объем легких увеличивается, они лучше вентилируются.
Развиваем социальные навыки. Когда ребенок посещает бассейн – это новая для него социальная среда, где необходимо будет общаться с незнакомыми людьми, другими детьми, развивать самостоятельность.
А ведь именно самостоятельность играет большую роль в развитии ребенка! Умение обслужить себя (переодеться, высушить волосы, аккуратно сложить вещи), знать, как и у кого попросить помощи в случае каких-то затруднений и др., – эти умения обязательно пригодятся вашему ребенку.
Развитие мозга. Мозг ребенка, обрабатывая информацию о новых сенсорных ощущениях, выстраивает нейронные связи, тем самым активно развиваясь. Только представьте, сколько ощущений испытывает ребенок в бассейне! Течение воды, прикосновение воды к коже, пузырьки, плеск, звук, ощущение пространства и многое другое.
И опять же идет связь с дыхательной системой. Активное дыхание обогащает мозг кислородом, что позволяет ему «перезагрузиться», получить больше сил для работы.
Укрепляем нервную систему. В первые три года жизни ребенка его нервная система активно развивается. Процессы возбуждения пока превалируют над процессами торможения, ребенок подвижен, активен, его внимание сложно удержать.
С помощью занятий плаванием неточные и беспорядочные движения (которые обусловлены физиологией ребенка) можно привести «в порядок», постепенно учить ребенка удерживать внимание к словам инструктора, управлять своим телом, упорядочивать связь «мысль – движение».
Приобретается некое подобие школьного опыта – коллектив незнакомых детей, с которыми нужно учиться общаться, инструктор выступает как классный руководитель, соблюдение дисциплины во время занятий, графика посещений и т. д.
Физиологические особенности обучения детей плаванию
С точки зрения физиологии, обучение плаванию – это построение специфических движений в водной среде. Но любое новое движение может быть освоено только на основе уже существующего механизма движения. Это необходимо учитывать на начальном этапе обучения плаванию и активно использовать уже имеющиеся стереотипы движения у ребенка.
На первых годах жизни ребенка, его движения еще не совсем точны, несовершенен баланс мышц и нервно-механическая регуляция. Ребенок уже способен выполнять простейшие инструкции, но, тем не менее, может быстро отвлекаться на что-то другое. Только к трем годам, регулирующая функция мозга становится более совершенной. Особую роль в этом играет мозжечок.
Он, как диспетчер, получает сигналы из всех сенсорных систем и коры больших полушарий, координирует движения, управляет их ритмом плавностью, обеспечивает мышечный тонус. Однако эта система все еще несовершенна, только в дошкольном возрасте развиваются синхронные движения рук и ног (что, как раз, и достигается плаванием).
Об этом необходимо помнить и не требовать от ребенка того, что он пока, в силу физиологических особенностей, не способен выполнить. Плавание в дошкольном возрасте – это больше оздоровление организма, профилактика сколиоза и т.д., а не спортивные достижения и рекорды.
Этапы обучения детей плаванию
В процессе обучения плаванию дети знакомятся с водной средой, осваивают ее, преодолевают страх перед водой, приобретают правильные двигательные навыки.
На первом этапе (это младший школьный возраст), ребенок знакомится с водой и ее свойствам, осваивается. С помощью инструктора безбоязненно и уверенно передвигается по дну, играет, совершает простейшие действия.
На втором этапе (средний дошкольный возраст), ребенок приобретает умения и навыки, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в воде. Учится держаться на воде, скользить или лежать на поверхности, самостоятельно выполнять некоторые упражнения.
И только на третьем этапе (старший дошкольный возраст), ребенок обучается плаванию. Он учится плавать на мелкой воде, соблюдая согласованность движений. На четвертом этапе (старший дошкольный возраст) техника плавания совершенствуется, ребенок учится плавать на глубокой воде. Это необходимо знать тем родителям, которые хотят от детей немедленных результатов.
Инструктор по плаванию – как выбрать?
Первое, что нужно сделать при выборе инструктора по плаванию, посмотреть на его диплом или сертификат. Если руководство спортивного комплекса (или бассейна) не может вам предоставить их или сами документы вызывают у вас сомнения – это тревожный звоночек.
Обратите внимание на само помещение (бассейн), где будет заниматься ребенок – насколько там чисто, соответствует ли бассейн требованиям безопасности, есть ли раздевалка и т. д. Уважающие себя специалисты всегда стараются соблюсти все нормы и требования, относящиеся к детским бассейнам.
Поговорите с инструктором – он должен рассказать вам, какой опыт работы у него уже есть, про свои личные спортивные достижения, как он будет обучать ребенка, что будет происходить на занятиях и т. д. Можно обратить внимание на отзывы или личный опыт кого-то из ваших знакомых или коллег. Удачно будет, если вам разрешать присутствовать на пробном занятии. Так вы сможете лично оценить работу тренера.
Инструктор по плаванию – востребованный специалист в наше время. Его услуги популярны, как среди детей, так и среди взрослых. Если вас интересует эта профессия или вы хотите повысить свою квалификацию, приглашаем на наши курсы профессиональной переподготовки.
Если вы любите детей, хотите работать с ними, у вас есть спортивный опыт, но не хватает теоретических знаний, наши курсы по подготовке тренеров по плаванию для детей специально для вас! Применяя полученные знания на практике, вы сможете организовывать, безопасно и правильно проводить занятия с детьми дошкольного возраста, получите всю необходимую информацию для успешной работы.