Гиперактивность у дошкольников в наше время не является редкостью. Психологи уверяют, что примерно 20 процентов детей в стране неуемно энергичны, испытывают сложности с дисциплиной и координацией, трудно обучаемы.
Как распознать синдром дефицита внимания и активности у детей дошкольного возраста и нужно ли бороться с беспокойным и экспрессивным поведением, и если «да», то как именно?
Что такое СДВГ?
Это неврологическое расстройство поведения и развития, которое диагностируется в детском возрасте, но зачастую остается активным и при взрослении.
Дети с таким синдромом испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому им нелегко дается усвоение занятий в детском саду (а впоследствии – и школьных предметов). Из-за невнимательности ребенок ошибается, не усваивает объяснения воспитателя. Гиперактивные ученики чрезмерно энергичны, совершают множество ненужных движений вместо того, чтобы сосредоточиться на выполнении задания.
Бывает, что педагоги ошибочно объясняют такое поведение недостаточным воспитанием, и причисляют воспитанников с СДВГ к непослушным и неконтролируемым. Но причины такого поведения не в родительском невнимании к малышу, а в особенностях работы его отделов головного мозга.
Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Сегодня ученые не называют точную причину развития СДВГ, но большая часть исследований выдвигает гипотезу, что на возникновение расстройства могут влиять патологические изменения в гене, отвечающем за выработку дофамина, и активность соответствующих рецепторов.
Существует версия, что синдром может развиться в результате комплексного влияния социальных, психологических и биологических факторов.
Развитие расстройства у детей возможно с большой долей вероятности, если:
- у родителей малыша тоже был диагностирован СДВГ;
- мать в период беременности перенесла инфекционное заболевание;
- у ребенка и матери конфликт резус-показателей крови;
- мать во время беременности злоупотребляла алкогольными напитками, курила, принимала лекарственные или наркотические препараты;
- роды были сложными или преждевременными, была проведена стимуляция;
- малыш в раннем возрасте перенес тяжелое инфекционное заболевание, пневмонию, болезнь почек;
- у ребенка есть диагноз «черепно-мозговая травма»;
- малыш растет в экологически плохой среде.
Причиной СДВГ в первые годы жизни могут стать биологические факторы, позже преобладает риск социальных и психологических обстоятельств. Неблагополучные отношения в семье, частые ссоры, недостаток родительского внимания или чрезмерная забота и контроль не вызовут расстройство дефицита внимания, но ощутимо усилят его симптомы.
Типология СДВГ
Синдром классифицируется по трем типам течения:
-
Невнимательный, при котором преобладает дефицит внимания. Малыши (чаще – девочки) с таким типом расстройства рассеяны и замкнуты, отличаются развитой фантазией.
-
Гиперактивный, для которого характерна эмоциональная неустойчивость, импульсивность, повышенная моторная возбудимость (чаще диагностируется у мальчиков).
-
И самый распространенный тип – смешанный, который сочетает симптомы первых двух типов (нарушенное внимание и повышенная активность).
Симптомы СДВГ у детей дошкольного возраста
Обычно у дошкольников симптомы СДВГ проявляются в комплексе, поэтому в этом возрасте расстройство диагностируется легче.
Родителей и воспитателей должно насторожить, если ребенок:
- забывчив, с легкостью отвлекается от занятий, как будто не слушает объяснения воспитателя;
- постоянно двигается, совершает бесцельные действия;
- импульсивен, нетерпелив, часто перебивает других детей, не может дослушать рассказ воспитателя до конца;
- избегает однообразных и рутинных дел;
- испытывает явные проблемы с концентрацией внимания, то есть может при чтении пропускать строчки, не доводить начатое дело до конца, часто теряет/забывает вещи и игрушки;
- более 10 минут не может заниматься одним делом;
- имеет сложности с самоорганизацией;
- может на занятии вставать со своего места, хаотично двигать руками и ногами, прыгать, дергаться;
- разговаривает бегло и громко, «проглатывая» окончания слов и предложений;
- сопровождает речь активной жестикуляцией и мимикой;
- страдает частыми перепадами в настроении;
- игнорирует принятые нормы поведения;
- агрессивен и вспыльчив, не принимает правила игры, может ударить другого ребенка, легко обижается;
- не умеет ждать, истерически плачет, если не получает желаемое в данный конкретный момент;
- не чувствует страха перед опасностью, поэтому часто подвержен травмам.
Необходимо понимать, что такое поведение может встречаться и у здоровых малышей и являться признаками взросления или сложного характера. Чтобы говорить о наличии у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности, нужна консультация специалистов.
Кто и как диагностирует СДВГ?
Диагностику проводят несколько специалистов: психоневролог, педиатр, нейропсихолог, логопед-дефектолог. Помимо медицинского осмотра, за ребенком наблюдают и просят родителей подключиться к этому. Для дошкольников проводят устные психологические тесты, а опрос на наличие симптомов заполняют родители.
Диагноз СДВГ ставится при:
- наличии ярко выраженных симптомов, которые не проходят в течение полугода;
- постоянно и всюду проявляющихся признаках расстройства (и в детском саду, и на игровой площадке, и во время прогулки, и дома).
При постановке диагноза важно не перепутать СДВГ с другими заболеваниями, которые также могут влиять на поведение и развитие.
Пройти обучение и получить профессию нейропсихолога можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы освоите новое интересное направление и сможете осуществлять диагностику, лечение и профилактику СДВГ и других нарушений в области нейропсихологии у детей.
Как лечат синдром?
Коррекция СДВГ осуществляется в комплексе – лекарственная терапия, физиотерапия, психотерапия.
В самых сложных случаях назначается медикаментозное лечение. Но, в основном, до этого не доходит, серьезные лекарства не рекомендуются детям в столь юном возрасте. Если психоневролог или педиатр все-таки назначает психокоррекционный препарат, принимать его следует только под контролем врача, а родителям рекомендуется внимательно следить за изменениями в поведении и настроении ребенка.
Физиотерапия поможет улучшить мозговое кровообращение, нормализовать сосудистый тонус, стабилизировать психоэмоциональный фон, уменьшить возбудимость.
Консультации у детского психолога проходят в игровой форме и помогают вовлечь малыша в коллектив, правильно реагировать на окружающий мир и ситуации. При помощи эффективных психологических методов специалист научит ребенка лучше понимать собственные эмоции, контролировать импульсивность и поведение, снизит уровень тревожности и разовьет внимание и усидчивость.
Советы родителям малыша с диагностированным СДВГ
В первую очередь, маме и папе активного ребенка рекомендуется:
-
Организовать для сына или дочки понятный режим дня, в котором нужно грамотно распределить время, отведенное на дела и отдых; важно, чтобы правила соблюдал не только малыш, но и вся семья.
-
Пересмотреть рацион питания для исключения продуктов, которые провоцируют возбуждение (сахар, сладкая газировка).
-
Набраться терпения (нужно понимать, что в расстройстве не виноваты ни вы, ни ваш ребенок).
-
Стараться избегать на прогулках людных мест, чтобы лишний раз не волновать ребенка.
-
Не допускать переутомления малыша при занятиях (отдых должен предоставляться каждые 20 минут).
-
Быть готовыми к тому, что в начальной школе вам придется делать домашние задания вместе с вашим чадом, следить, чтобы он не отвлекался и доделал задачу до конца.
-
Хвалить своего «гиперактивиста» даже за незначительные достижения и победы.
Помните, что роль родителей в лечении СДВГ – самая значительная. Без участия и поддержки со стороны самых близких людей, ребенок может не справиться с недугом.