Изображение от
Постоянно увеличивающееся число инвалидов показало необходимость поиска и внедрения новых способов равноправного взаимодействия детей с особенностями здоровья с их здоровыми ровесниками.
Инклюзивное образование дало малышам с инвалидностью право на полноценное обучение, а педагогам – мотивацию улучшить свои компетенции, чтобы приспособить образовательную среду к нуждам всех детей. Но проблем в этой сфере до сих пор остается много. О самых актуальных вопросах, которые обязательно нужно решать, вы прочтете в этой статье.
Что такое инклюзивное/включенное образование и каковы его цели?
Изображение от
В переводе с французского языка «inclure» означает «включать в себя». Инклюзивным (или включенным) называют образование, которое предлагает детям с нарушенным здоровьем условия для освоения общей школьной программы в коллективе здоровых сверстников. Главным принципом инклюзии является равноценность и равноправие учеников, вне зависимости от диагностированных нарушений и состояния здоровья.
Условия инклюзивной школы позволяют детям, страдающим комплексными расстройствами, задержкой развития, имеющим дисфункции поведения, зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата:
-
посещать школу, в которой обучаются здоровые дети;
-
находиться в классе со своими сверстниками;
-
иметь индивидуальные учебные цели, которые соответствуют их потребностям и возможностям по здоровью;
-
рассчитывать на необходимую поддержку.
Дети-инвалиды включаются в группы детских садов, общеобразовательные школьные классы, профессиональные и высшие учебные заведения, которые способны придерживаться инклюзивного принципа. Это большое достижение, поскольку именно инклюзия является единственной возможностью для таких ребят получить образование и профессиональную подготовку.
Дети в инклюзивном классе не только учатся вместе, но и трудятся, общаются, развлекаются. Уроки при таком подходе реализуются в зависимости от способностей ребенка, его готовности к освоению программы и нахождению в обществе здоровых сверстников. Иногда ребята проводят вместе весь день, а бывает, что общаются только на совместных занятиях/мероприятиях.
Система образования в нашей стране долгое время разделяла детей на больных и здоровых. Инвалиды не могли воплотить свои желания учиться и работать наравне со здоровыми людьми, страдали от дискриминации и изоляции. Основная цель инклюзивного образования – предоставить всем детям равный доступ к получению образования и профессии, создав для этого нужные условия и доброжелательную атмосферу.
Самые важные принципы инклюзии
Изображение от
Инклюзивный подход в образовании строится на следующих принципах.
-
Человек ценен вне зависимости от своих способностей и успехов.
-
Любой из нас может мыслить и ощущать.
-
Все люди нужны друг другу.
-
Качественное образование можно получить только в реальном общении.
-
Любой из нас должен иметь право общаться и быть услышанным окружающими.
-
Каждый из нас нуждается в помощи и дружбе со сверстниками.
-
Учащиеся достигают наибольшего прогресса в том, что они способны делать, чем в том, что не могут.
-
Разнообразие улучшает все сферы жизни человека.
Из этих принципов следует, что образование – это основное право человека, и его доступность для каждого из нас делает общество справедливым.
Преимущества инклюзивной формы образования
Изображение от
Особенные дети при такой форме образования получают серьезные преимущества:
-
оттачивают навыки общения в естественных условиях;
-
могут отследить поведение здоровых людей в разных ситуациях;
-
пробуют свои способности на более продвинутых уровнях игровой деятельности;
-
изучают общеобразовательные программы;
-
получают хорошую подготовку к дальнейшему развитию в социуме во взрослой жизни.
Плюсы инклюзии для учеников с нормальным развитием:
-
здоровые дети более активны в смешанных группах, чем в группах, которые состоят только из нормально развивающихся ровесников;
-
малыши понимают, что такое инвалидность, учатся общаться с разными людьми, быть чуткими и толерантными;
-
программа обучения более насыщена, а требования к ученикам строже, чем в обычной школе.
Словом, обучаясь вместе, ребята учатся самостоятельности через оказание поддержки друг другу, у них развивается терпение и гуманность, стираются границы между болезнями и нормой, а потому у здоровых школьников отсутствует чувство превосходства, а у детей с особенностями не развивается комплекс неполноценности.
Каковы актуальные проблемы инклюзивного образования?
Изображение от
В наши дни существует много нерешенных проблем и сложностей, которые обязательно нужно преодолевать, чтобы организовать полноценное и комфортное обучение всех детей. Перечислим основные вопросы, которые особо актуальны в современной системе включенного образования.
1. Инклюзивные учебные заведения есть только в больших городах. Пока образовательные услуги для малышей с ОВЗ в нашей стране ограничены, в небольших населенных пунктах маленькие инвалиды не могут рассчитывать на получение полноценного образования по экономическим причинам, поэтому они обучаются лишь в коррекционных школах.
2. Несовершенство образовательной системы. Существует ряд трудностей, мешающих детям с особенностями здоровья обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками: например, недостаточно сформирована система социальной поддержки, отсутствуют нормативные документы, регламентирующие инклюзивное обучение.
3. Острый дефицит квалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики. Необходимо усовершенствовать систему подготовки кадров, которая на сегодняшний день готовит психологов, педагогов, логопедов, дефектологов, в основном, для работы в коррекционных школах. А без специальных педагогов невозможно обеспечить постоянное сопровождение ребенка с отклонениями в условиях инклюзивной школы.
4. Неподготовленность социума к принятию детей-инвалидов. Еще сильны в обществе отрицательные установки по отношению к детям с особенностями развития. Например, часто родители здоровых ребятишек не желают, чтобы их дети обучались вместе с инвалидами, опасаются, что такая форма образование повлечет за собой низкое качество знаний. Для изменения этих стереотипов необходимо проводить просветительскую работу с населением.
5. Несоответствие учебных планов. Чтобы обучать детей с особенностями развития в специальных и общих школах, нужно вносить изменения в учебный план.
6. Отсутствие достаточного финансирования инклюзивных образовательных учреждений. Чтобы развивать эту форму обучения, необходимо обеспечить школы особыми техническими средствами и оборудованием, оснастить комнаты для коррекционных занятий, логопедические и медицинские кабинеты, залы для ЛФК, сенсорные помещения.
Для этого потребуются:
-
качественные акустические приспособления для глухих и слабослышащих;
-
пандусы, лифты и инвалидные коляски для малышей с нарушениями опорно-двигательной системы;
-
инновационные средства для слепых и слабовидящих.
7. В стране нет единой системы для своевременного выявления нарушений развития в раннем возрасте. Опыт работы с маленькими детьми на данный момент существует лишь в нескольких регионах России.
8. Педагоги не знают многих проблем детей-инвалидов и не готовы включить их в образовательный процесс в обычной школе.
9. Не хватает задокументированных исследований результативности инклюзии. Например, остаются незакрытыми следующие вопросы:
-
по каким критериям можно считать школу инклюзивной;
-
как зафиксировать перемены в развитии детей с ОВЗ, которые обучаются в одном коллективе со здоровыми сверстниками;
-
как правильно анализировать результаты эмпирических исследований с участием разных популяций детей, имеющих особые потребности и ограниченные возможности.
10. Материальная поддержка государства чаще ориентирована на вид учреждения, а не на ученика.
11. Нет нормативной и методической базы проведения Единого государственного экзамена для школьников-инвалидов. Невозможность сдать ЕГЭ ставит детей с ОВЗ в неравную позицию с другими выпускниками.
12. Педагоги испытывают психологические проблемы, не уверены в своих силах и компетенциях, боятся нести ответственность за действия.
13. Здоровые дети и их родители против совместного обучения с инвалидами. Родителей волнует вопрос присутствия в классе детей, нуждающихся в особенной поддержке, многие мамы и папы считают, что это может негативно сказаться на развитии и характере их малыша. Сами обычные дети не всегда позитивно относятся к ровесникам с ограниченными возможностями здоровья, жалеют их, не знают, как с ними общаться, а то и выказывают пренебрежение.
Как решить существующие проблемы для развития инклюзии?
Обозначенные проблемы развития инклюзии в нашей стране требуют принятия единой комплексной программы, усовершенствования нормативных регламентов, финансовой поддержки, материально-технического и кадрового обеспечения, а также помощи квалифицированных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, медиков, социальных работников, педагогов и воспитателей).
Для обеспечения эффективного развития инклюзивного образования нужно:
-
оказывать раннюю коррекционную помощь дошкольникам с ОВЗ;
-
насыщать учебную программу разнообразными образовательными методами для удовлетворения потребности всех учащихся;
-
обеспечивать права на посещение обычной школы и доступ к ней всем детям;
-
проводить необходимые реформы, принимать недостающие законы;
-
формировать у учеников позитивное отношение к учебе, включив детей в те виды деятельности, которые им доступны и интересны;
-
учитывать возраст, личность, здоровье, индивидуальные особенности, способности и желания каждого воспитанника;
-
внедрять эффективное психолого-педагогическое сопровождение в образовательный процесс (начиная с детского сада);
-
создавать уютное и комфортное пространство для всех участников образовательного процесса;
-
формировать у детей, родителей и педагогов толерантность и эмпатию;
-
привлекать к работе с разными детьми квалифицированных специалистов;
-
следить за своевременным повышением квалификации педагогического состава;
-
проводить анализ результатов каждого ученика;
-
признавать равную ценность для социума всех воспитанников;
-
проводить внеклассные занятия и досуговые мероприятия;
-
внедрять меры по сохранению и укреплению здоровья всех учащихся;
-
развивать систему онлайн-образования.
Получить специальное образование и научиться качественно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ можно на нашем дистанционном курсе профпереподготовки. Вы изучите педагогику, психологию, дефектологию, патопсихологию, усвоите основы медицинских навыков и научитесь применять полученные знания в процессе инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. И может быть, это не решит всех проблем инклюзивного образования, но грамотных, подготовленных к работе с особенными детьми педагогов станет больше – а это уже большой шаг к тому, чтобы сделать общество более здоровым.