Современное образование включает в себя множество эффективных и своеобразных методов для развития интеллекта у детей. Один из самых популярных и обсуждаемых – ментальная арифметика. Родители высказываются как «за», так и «против»: кто-то считает эту методику магической, кто-то – продуктивной, а некоторые – бесполезной и даже вредной.
Давайте разбираться, что представляет собой ментальная арифметика, каковы ее плюсы и минусы, как происходит обучение и какую пользу оно приносит.
Ментальная арифметика – что это за предмет?
Ментальная арифметика – это комплексные занятия для эффективного развития интеллекта. Такой метод позволяет моментально решать в уме примеры с многозначными числами без калькулятора.
«78+923-217+159+591=?» – сможете быстро и верно посчитать результат без помощи калькулятора и черновика? А вот дети на уроках ментальной арифметики легко решают подобные задачи.
И это не магический фокус. Все дело в том, что левое полушарие мозга человека отвечает за логическое мышление и математические способности, а задача правого– уловить и распознать звуки и визуальные образы, сконцентрировать внимание и задействовать фантазию. Ментальная арифметика заставляет трудиться оба мозговых полушария и помогает человеку легко справляться как с творческой, так и с интеллектуальной работой. В итоге ребенок приобретает способность быстро решать арифметические задачи, используя для этого нестандартный способ.
Стандартная программа занятий включает в себя механические упражнения пальцев на специальных счетах «абакус», а когда мелкая моторика рук, концентрация внимания и скорость мышления достаточно развиваются, то счеты убирают, и ребенок продолжает считать в уме, то есть, ментально.
Краткая история появления метода
Ментальная арифметика возникла примерно 5000 лет назад. При помощи счетов абакуса древние китайцы, греки, индийцы, японцы учили малышей считать. Метод, который лег в основу современных упражнений по ментальной арифметике, придумали в Турции. В 1993 году появилось само понятие педагогической дисциплины.
Сегодня уроки по ментальному счету проводят в более 50 странах мира, а Япония и Китай включили ментальную арифметику в свою обязательную школьную программу.
Чем полезна ментальная арифметика?
Современные дети легко вникают в компьютерные программы и справляются с гаджетами, но школьная успеваемость при этом оставляет желать лучшего. Ученые психологи уверяют, что так происходит из-за недостатка концентрации, пониженного внимания и слабой мотивации к обучению. Занятия по ментальной арифметике как раз способны решить эти проблемы, активизировать умственный и творческий потенциал, заставить работать память, развить любознательность.
Уроки по ментальному счету помогут:
-
научиться быстро считать в уме;
-
лучше понять математику;
-
раскрыть потенциал к другим наукам;
-
научить ребенка широко и нестандартно мыслить, находить выход из любых ситуаций;
-
справиться с рассеянностью и невнимательностью;
-
развить визуально-пространственное мышление;
-
повысить самооценку до нормального или высокого уровня;
-
развить сразу несколько видов памяти: долговременную, кратковременную и фотографическую;
-
улучшить скорость реакции;
-
активизировать творческие способности и обнаружить таланты;
-
развить воображение, фантазию и креативность;
-
избавиться от тревожных проявлений (дети уверенней себя чувствуют перед контрольными работами или экзаменами, перестают бояться новых задач);
-
привить мотивацию к учебе (первые успехи и отличные оценки способствуют активному желанию учиться и узнавать новое).
Важен еще и тот момент, что нейронные связи, которые формируются благодаря упражнениям, остаются с человеком навсегда! А это означает, что ребенок на всю свою жизнь научился быстро визуализировать информацию, реагировать на разнообразные ситуации и принимать решения.
Все эти плюсы склоняют большинство детей и родителей в пользу занятий ментальной арифметикой. Но для полноты картины нужно знать и недостатки методики.
Минусы метода
Недостатки метода весьма спорны. Во всяком случае, при участии специально обученного педагога всех этих минусов можно избежать.
Так что же останавливает некоторых родителей?
-
методика отличается от школьной программы (действительно, техники ментального счета не включены в уроки математики в современных школах, но многочисленные исследования психологов и педагогов подтверждают у занимающихся рост усидчивости и дисциплины, развитие мышления, укрепление памяти и появление желания обучаться разным наукам);
-
эффект зависит от интереса ребенка к занятиям (это правда, поэтому уроки выстраиваются в игровой форме, чтобы увлечь малыша);
-
множество ошибок в счете (виной тому детские поспешность и нетерпеливость, которые легко можно контролировать под грамотным руководством опытного учителя);
-
переутомление (любая воспитательная, образовательная и развивающая деятельность должна вестись с учетом возможностей и потребностей ребенка, поэтому даже самые интересные занятия следует чередовать с досугом и прогулками);
-
ребенку, который умеет быстро считать в уме, на уроках математики будет скучно (развитому школьнику скучно будет на любых уроках, поэтому задача педагога – увлечь ребенка, сделать свои занятия интересными и занимательными для каждого, даже для одаренного и способного).
В каком возрасте и где лучше изучать ментальную арифметику?
Однозначного мнения нет. Наилучшее время для занятий определяется, исходя из индивидуальных возможностей, способностей, желаний и склада характера ребенка.
Психологи считают, что логическое мышление, которое необходимо для решения арифметических примеров, формируется у малышей примерно к пяти годам. Поэтому специалисты определяют самый подходящий возрастной период для освоения ментального счета от 4 до 15 лет. Это тот возрастной этап, при котором мозг особенно интенсивно развивается. После 15 лет способность организма воспринимать новую информацию начинает снижаться.
Сегодня занятия ментальной арифметикой популярны и среди пожилых людей. Навыки счета в уме и тренировка мозговых процессов поможет справиться с возрастными проявлениями и заболеваниями, улучшить память, восстановить моторику рук и наладить концентрацию внимания.
Обучаться лучше у опытного педагога. Самостоятельные занятия – непростая задача, и подходят только усидчивым, дисциплинированным и внимательным детям и родителям.
Уровни обучения ментальной арифметике
Занятия по ментальному счету классифицируются по следующим уровням:
-
Начальный уровень включает в себя изучение строения счетов абакуса, освоение правил работы с ними.
-
Далее ученики усваивают счет на сложение и вычитание в пределах 10. На этом этапе тренируются память и мелкая моторика, развивается логическое мышление и воображение.
-
Следующий уровень – уроки по складыванию и вычитанию положительных чисел.
-
Потом изучаются отрицательные числа и решаются примеры с ними.
-
На пятом уровне осваивают десятичные дроби, умножение и деление на абакусе двузначных чисел.
-
Последующие уровни считаются профессиональными. Дети уже умеют производить сложные действия с числами, считают в уме очень быстро, могут возвести числа в степень, извлечь квадратный корень.
Освоить навыки ментального счета и научиться преподавать эту дисциплину другим людям можно в нашем институте на дистанционном курсе. Всего за 4 месяца вы освоите верную технику выполнения счета на абакусе, научитесь планировать и реализовывать интересные занятия по ментальной арифметике, раскрывать таланты и способности учеников, способствовать их интеллектуальному развитию. После обучения и сдачи итогового тестирования выпускники получат диплом установленного образца и смогут сразу начать преподавать этот востребованный предмет детям и взрослым. Получайте полезные навыки и популярную профессию в нашем институте!