«Музыка глушит печаль», – говаривал Уильям Шекспир.
«Музыка – это лекарство, которое помогает преодолеть депрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи. А потом – дарит желание жить дальше», – считал Василий Осипович Ключевский.
«Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи», – отмечал Сунь-цзы.
Нет сомнений, что и великий английский драматург, и русский историк, и китайский мыслитель были правы. Сегодня музыку широко используют психологи всего мира для решения множество проблем, оздоровления, успокоения, восстановления энергии. Давайте поговорим об этом популярном терапевтическом инструменте, о его пользе, формах и основных методах.
Что подразумевают под музыкотерапией?
Музыкотерапия – это один из разделов арт-терапии (лечение искусством), который включает в себя определенным образом организованные коррекционные занятия по пению, игре на музыкальных инструментах, прослушиванию музыкальных композиций.
О целительном действии музыки упоминали Пифагор и Аристотель, поэтому можно утверждать, что история музыкотерапии началась несколько столетий назад. Но первые серьезные упоминания о методе относятся лишь к 19-му веку, когда французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль стал внедрять в лечебные программы в психиатрических больницах музыкальные прослушивания.
Современные психотерапевты используют методику для лечения депрессий, невротических состояний, психозов, соматических проявлений, нарушений сна. Медики тоже активно обращаются к музыке, например, в работе с пациентами, страдающими сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями ЖКТ или легочной системы.
В отличие от других коррекционных тактик, музыкотерапия может применяться в качестве самолечения, поскольку практически не имеет противопоказаний (исключениями являются тяжелый послеоперационный период, склонность к эпилептическим припадкам, аневризма, неадекватная реакция пациента на происходящее).
В чем польза музыкотерапии?
На самом деле, все мы давно и неосознанно применяем в жизни этот вид терапии: слушаем радио по дороге на работу, напеваем песни в одиночестве, пытаемся поднять настроение, включая полюбившуюся мелодию. И это всегда работает, потому что организм человека имеет свойство подстраиваться под окружающий мир, откликаясь напряжением или расслаблением на услышанные звуки, а перемены в теле влияют на наши эмоции и меняют их.
Главная цель музыкальной терапии – нормализовать эмоциональное состояние. Музыка способствует:
-
психологической разрядке;
-
улучшению навыков саморегуляции;
-
позитивному расположению духа;
-
уменьшению тревоги и страхов;
-
стабилизации душевного равновесия;
-
развитию стрессоустойчивости;
-
физическому оздоровлению;
-
повышению творческого потенциала;
-
созданию условий для личностного роста.
Конечно, коррекционные музыкальные занятия не могут полноценно заменить медицинское лечение, но способны снять болевые ощущения.
Показания к применению музыкотерапии
Музыка чаще всего используется психотерапевтами в работе с клиентами, которые:
-
часто испытывают хронические болевые ощущения;
-
страдают нарушениями нервной, пищеварительной, дыхательной или сердечно-сосудистой систем;
-
плохо спят;
-
регулярно испытывают страх или повышенную тревожность;
-
имеют диагноз аутизм, психопатия, синдром Альцгеймера, задержка психического развития;
-
испытывают сильное психологическое или физическое переутомление, часто работают сверхурочно, не соблюдают распорядок дня, не умеют корректно распределить время на труд и отдых;
-
имеют отклонения сексуального характера;
-
страдают тяжелой формой депрессии;
-
склонны к суициду;
-
заикаются или имеют нарушения развития речи;
-
испытывают трудности в адаптации и общении.
Музыкальная терапия показана и здоровым людям, поскольку помогает успокоиться в сложной ситуации, значительно улучшает внимание, память, концентрацию, мышление, развивает воображение и фантазию.
Основные виды музыкальной терапии
В современной психологии существуют две основные школы музыкотерапии: американская и шведская.
В основе американской лежит теория психоанализа, а главной целью является раскрытие эмоций с помощью музыки. Такая терапия особенно эффективна в лечении страхов, фобий, избавлении от тревожных состояний.
Шведская музыкотерапевтическая школа предлагает воздействовать мелодиями на замкнутого человека для установления контакта с ним.
Еще музыкальная терапия бывает:
-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (Эта терапия занимается созданием оптимальной обстановки для самовыражения клиентов посредством музыки. Больше всего такой вид подходит для работы с дошкольниками, поскольку они любят фантазировать, не страшатся показывать свои истинные эмоции и пробовать новое в жизни).
-
КЛИНИЧЕСКОЙ (Используется в специальных клиниках для профилактики и коррекции расстройств психики).
-
ИНТЕГРАТИВНОЙ (Применяется в сочетании с иными арт-терапевтическими методами – танцами, рисованием, групповыми психотерапевтическими методиками и другими).
-
ТЕМАТИЧЕСКОЙ (Чаще всего психологи применяют этот вид в работе с клиентами, которые широко интересуются искусством и разбираются в музыке. Такая музыкотерапия может в своей основе иметь сюжет или лекцию по конкретной музыкальной теме).
-
ФОНОВОЙ (На психологических тренингах и консультациях с тревожными пациентами терапевт включает в качестве фона аудиозапись, которая способствует снятию мышечных зажимов, успокоению, расслаблению, выравниванию сердечного ритма).
Как проходит сеанс музыкальной терапии?
Все индивидуально: кому-то достаточного прослушать одно произведение, чтобы наладить самочувствие и справиться с волнением, а для кого-то потребуется полчаса. После прослушивания впечатления обсуждаются с психологом, поэтому обычно длительность сеанса составляет около 45-60 минут. Количество посещений зависит от самочувствия и целей клиента, чаще всего, 15-20 занятий будет более чем достаточно.
При оформлении кабинета для музыкотерапии следует позаботиться о хорошей акустике и звукоизоляции, удобной мебели, музыкальных инструментах и качественных прослушивающих устройствах. Бывает, что наушники при прослушивании не используются, поскольку некоторые психологи считают, что они искажают восприятие звуков.
Для индивидуальной терапии специалист подбирает музыку, исходя из предпочтений пациента и его задач, а при групповых занятиях отдается предпочтение произведениям, которые основаны на общей проблеме клиентов (неврозы, нарушения сна, апатии, стрессы и т.д.).
Где и для кого применяется музыкотерапия?
Сегодня музыкотерапия применяется в психологии и в спорте. Занятия проводятся для клиентов разных возрастов:
-
в детских садах;
-
в школах;
-
в психологических клиниках;
-
в реабилитационных центрах;
-
в спортивных клубах;
-
в медицинских учреждениях;
-
в организациях оказания помощи пожилым людям.
Музыкотерапия для самых маленьких
Безвредность и простота метода позволяют терапевту работать с маленькими пациентами всех возрастов. Дети занимаются музыкотерапией для:
-
личностного развития;
-
успешной адаптации;
-
повышения коммуникабельности и социальной активности;
-
снятия нервного напряжения;
-
формирования музыкального вкуса.
На занятиях детям предлагается сочетать музыку с ритмичными движениями, произведения должны быть небольшими и разнообразными, а сами занятия проводиться в игровой форме. Со средними и старшими школьниками специалист обсуждает музыкальные композиции после прослушивания.
Родителям рекомендуется тоже поучаствовать в процессе и организовать дополнительные занятия с малышами дома:
-
включать фоном классическую музыку (например, когда ребенок занят игрой, лепкой или рисованием);
-
петь на ночь колыбельные песни (чтобы малыш успокоился перед сном);
-
прослушивать вместе аудиозаписи со звуками природы (это помогает расслабиться и развить воображение).
Музыкотерапия для взрослых
Взрослым людям музыкальные занятия помогут:
-
справиться с затяжной депрессией;
-
избавиться от панических атак и высокого уровня тревожности;
-
закрепить эффект от медикаментозного лечения;
-
расслабиться после тяжелого трудового дня или утомительных занятий спортом;
-
развить креативность и таланты;
-
выйти из состояния творческого или профессионального кризиса;
-
поднять самооценку;
-
научиться выражать свою индивидуальность.
Музыкотерапия для пожилых клиентов
С возрастом психика становится более чувствительной, давние психотравмы активно заявляют о себе. Кроме того, преклонный возраст – это перемена мировоззрения, смещение приоритетов и целей, потеря сверстников, уход на пенсию, непривычный жизненный уклад. В этот непростой период пожилым людям особенно важно поддерживать свое эмоциональное здоровье, чтобы вновь обрести гармонию с собой и окружающим миром.
Лечение мелодиями поможет людям преклонного возраста:
-
улучшить память;
-
повысить настроение;
-
нормализовать давление;
-
активно контактировать с окружающими и миром;
-
перестать паниковать из-за уходящей жизни, научиться наслаждаться настоящим;
-
адаптироваться к незнакомым социальным условиям;
-
успокоиться;
-
улучшить мозговую деятельность;
-
реабилитировать психологические функции после инсульта, серьезных заболеваний или травм;
-
избежать старческой деменции.
Какие методы и приемы используют в лечении музыкой?
Программа лечения и методы подбираются опытным психологом/психотерапевтом в зависимости от конкретной ситуации. Часто в музыкотерапии используются приемы из смежных терапевтических и реабилитационных методов:
-
психоанализ (анализ скрытых и подавленных чувств человека);
-
танцы (движения под музыку для раскрытия творческих способностей и обретения веры в себя);
-
гештальт-терапия (отслеживание эмоций и понимание истинных желаний);
-
дыхательная гимнастика (для успокоения и улучшения работы легких и сердца);
-
йога (для полноценного восприятия музыкального произведения, приобретения моральной и физической гармонии);
-
билотерапия (воздействие звуков и вибраций на психику для облегчения тревожных состояний и соматических проявлений);
-
аутогенная тренировка (релаксация для коррекции психоэмоционального фона);
-
импровизация (творческий процесс без сценария и подготовки для выявления спонтанных реакций).
В зависимости от индивидуальных особенностей и характера пациента, может быть подобрана одна или несколько специфических форм музыкальной терапии:
-
активная (Человек самостоятельно создает музыкальную мелодию – поет придуманную песню, играет или отбивает ритм на музыкальных инструментах. Такая импровизация превращает отрицательные переживания в позитивные);
-
пассивная/рецептивная (Пациент слушает подобранные произведения или фрагменты из них. Подобная форма музыкотерапии может как успокоить, так и простимулировать активность. Исходя из конкретных задач – подбираются мелодии).
-
активационная (Техника, схожая с аутотренингом, которая стимулирует слушателя на совершение действия).
Как подобрать музыкальную композицию?
Разная музыка оказывает разное воздействие на человека. Исследователи делят музыкальные композиции на эрготропные и трофотропные.
В эрготропной музыке преобладает пунктирная ритмика, произведению отличаются постепенным ускорением и мажорным ладом, оказывая на слушателя стимулирующее и возбуждающее действие.
Для трофотропной музыки характерен мягкий ритм, минорный лад и невысокая громкость. Нежные и напевные мелодии способствуют успокоению и получению удовольствия от прослушивания.
Примеры упражнений на занятиях по музыкотерапии
-
Упражнение «Море» для понижения тревожного уровня у дошкольников. Специалист включает мелодию со звуками морских волн и предлагает детям подвигаться под эту музыку. Малыши плавно раскачиваются и двигаются, что способствует успокоению нервной системы и помогает крохам лучше изучить возможности своего тела. Если дети затрудняются с движениями, взрослый должен показать им как плещутся волны и напомнить, что двигаться нужно пластично и размеренно.
-
Упражнение по рисованию звуков для подростков, которое помогает различать свои эмоции. Ведущий включает ребятам разные музыкальные композиции и предлагает прислушаться к своим ощущениям. После окончания прослушивания каждого фрагмента дети рисуют на бумаге те эмоции, которые вызвала у них музыка. В конце занятия происходит групповое обсуждение каждого рисунка.
Научиться всем методам и техникам музыкальной терапии можно на дистанционном курсе повышения квалификации в нашем институте. Вы научитесь способам применения музыкальных композиций для избавления детей и взрослых от психологических проблем, сможете проводить музыкальные занятия, которые помогут клиентам научиться выражать свои эмоции, гармонично взаимодействовать с окружающим миром, повысить культурный уровень и гибкость мышления. После прохождения практики и итогового тестирования, вы получите удостоверение установленного образца и сможете применять полученные знания в работе психолога/психотерапевта.