Благополучие и эффективность бизнеса зависят от множества факторов, одним из которых является осуществление надлежащего контроля над выполнением рабочих задач и уровнем компетенции сотрудников.
Наша статья адресована тем, кто планирует построить успешную карьеру в HR или желает разобраться в главных функциях специалиста по управлению персонала.
Что подразумевают под управлением персоналом?
Управление персоналом – это комплекс практических действий, направленных на обеспечение компании квалифицированными кадрами, которые способны качественно и в срок исполнять свои трудовые функции, закрывая текущие рабочие задачи. Простыми словами, цель отдела управления персоналом – нанять подходящих сотрудников, адаптировать их в коллективе и обучить, удержать и замотивировать существующих специалистов, выплачивать персоналу вознаграждения и развивать профессиональные компетенции.
Опытный управленец обязан знать, где найти подходящих кандидатов, и уметь определить их сильные и слабые деловые и личностные качества.
Основные функции специалиста по управлению персоналом
Специалист по управлению кадрами выполняет следующие обязанности:
-
ПЛАНИРОВАНИЕ и АДАПТАЦИЯ:
-
планирует будущие потребности компании в трудовых ресурсах;
-
отбирает специалистов, проводит оценку соответствия кандидатов на вакантные места;
-
набирает новый персонал;
-
помогает новичкам адаптироваться в коллективе;
-
знакомит нанятых работников со спецификой деятельности компании, рассказывает об обязанностях и способах поощрения;
-
РАБОТА ОПЕРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА:
-
обучает персонал;
-
разрабатывает методы перемещения сотрудников (карьерные повышение/понижение, увольнение, перевод);
-
применяет методы для оценки трудовой деятельности;
-
развивает персонал с помощью обучения;
-
определяет уровень зарплаты, льгот и премий для сохранения и привлечения кадров;
-
следит за верной организацией труда на рабочих местах;
-
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
-
планирует и внедряет действия по эффективному функционированию производства, его конкурентоспособности для достижения долгосрочных задач.
Для выполнения этих действий, специалист работает со следующими документами:
-
со штатным расписанием;
-
с трудовыми соглашениями и договорами;
-
с личными делами и трудовыми книжками сотрудников;
-
с документами воинского учета;
-
с графиками отпусков;
-
с финансовыми документами.
Какие задачи решает управление персоналом?
Квалифицированный персонал – это катализатор производства, ведь качество продукта и репутация компании напрямую зависят от ее сотрудников. Важно все: их опыт, квалификация, настроение, заинтересованность в росте и развитии, скорость реакции, неконфликтность, способность сопротивляться стрессам. Но даже самые лучшие сотрудники нуждаются в грамотном руководстве и координации.
Поэтому система управления персоналом ставит перед собой задачи:
-
выработать общую стратегию для повышения эффективности выполнения трудовых задач;
-
определить и устранить слабые позиции компании;
-
выяснить необходимость компании в квалифицированных кадрах с учетом набранного штата;
-
составить штатное расписание и разработать должностные инструкции;
-
подобрать квалифицированный персонал;
-
сформировать позитивную атмосферу в коллективе;
-
грамотно управлять финансовыми резервами для выплаты заработных плат и поощрений сотрудникам;
-
увеличить производительность труда каждого работника;
-
поспособствовать улучшению репутации и финансовых показателей компании;
-
предвидеть риски и предотвратить убытки;
-
организовать комфортные условия для труда;
-
проанализировать и оценить качество работы сотрудников;
-
разработать и внедрить программы профпереподготовки и повышения квалификации;
-
создать надежный резерв будущих руководителей.
К чему приведет отсутствие контроля?
Если персонал не контролировать или осуществлять управленческие функции лишь поверхностно, это может привести:
-
к снижению эффективности бизнеса;
-
к деградации рабочего процесса;
-
к систематическому несоблюдению сотрудниками обязанностей;
-
к ухудшению отношений с партнерами и клиентами;
-
к неконкурентоспособности компании в целом.
Каковы главные принципы управления сотрудниками?
Кадровая политика основана на следующих принципиальных моментах:
-
подбирать персонал следует не только по профессиональным, но и по личностным качествам;
-
в коллективе должен быть соблюден баланс между молодыми и опытными специалистами;
-
исполнителю поручается такая работа, с которой он способен справиться;
-
оценивать сотрудников нужно объективно;
-
рекомендуется внедрять адекватную систему поощрения и наказания;
-
следует не только контролировать действия работников, но и доверять им;
-
избыточный и жесткий контроль лучше исключить, чтобы не породить в коллективе страх и замкнутость;
-
обязательно создаются условия для развития и карьерного роста;
-
повышение квалификации должно быть доступно каждому;
-
необходимо сформировать резерв, способный в любой момент заменить сотрудника, который по каким-то причинам отсутствует на рабочем месте;
-
для претендентов на руководящие позиции должны быть организованы открытые и честные соревнования;
-
все управленческие и кадровые решения нужно принимать на основе существующего законодательства.
Результаты верной работы управленца не заставят себя долго ждать. В первую очередь это проявится в том, что рабочий коллектив станет дружным, готовым на отлично выполнять общее дело, развиваться и стремиться к лучшим показателям.
Методы и стратегии системы управления персоналом
Управление персоналом должно эффективно воздействовать на сотрудников компании. Методы, которые использует в работе управленец, условно можно поделить на три основные группы:
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Цель: материально стимулировать работников.
Методы:
-
прибыль распределяется между сотрудниками;
-
внедряется система поощрений (повышение зарплаты, выплата премиальных пособий за качественный и эффективный труд) и система наказаний (штрафы и вычеты за недобросовестные действия или нарушения);
-
организуется социальное обеспечение (оплачиваются питание и проезд, предоставляется возможность медицинского страхования).
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
Цель: соблюсти обязательные нормативные акты действующего трудового законодательства.
Методы:
-
издаются приказы/распоряжения, направленные на соблюдение сотрудниками дисциплинарных норм и предусматривающие ответственность за нарушения правил.
3. СОЦИАЛЬНЫЕ
Цель: избежать конфликтных ситуаций внутри коллектива.
Методы:
-
формирование корпоративной культуры;
-
управление карьерным ростом каждого сотрудника;
-
проведение социологических исследований для выявлений лидеров;
-
оперативное решение производственных и личностных конфликтов между сотрудниками.
Тщательно изучить все современные методики управления персоналом и контроля над ним и получить профессию директора по персоналу можно в нашем институте на дистанционном курсе. Вы освоите техники и критерии отбора трудовых кадров в соответствии с потребностями компании, способы адаптации, проведения обучения и развития сотрудников, познакомитесь с системой мотивации и организации корпоративной культуры, научитесь разрабатывать кадровый бюджет, контролировать результаты работы и решать конфликты, возникающие в коллективе. После прохождения итогового тестирования вы получите диплом установленного образца, который ценится работодателями любых регионов страны.