Методы дошкольной педагогики

Методы дошкольной педагогики

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Август\СТАТЬИ НЦРДО\23 Методы дошкольной педагогики\1.jpg


Входной билет в мир социума малышу 3-7 лет дает посещение детского сада. В дошкольных образовательных учреждениях ребенок получает первое представление о взаимодействии в коллективе, о самостоятельности и дисциплине, развивается и осваивает навыки, чтобы впоследствии легче адаптироваться в школе.

Какие методы используют педагоги в дошкольных образовательных учреждениях в этот важный период становления личности, мы и расскажем вам сегодня.


Что такое дошкольная педагогика?


C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Август\СТАТЬИ НЦРДО\23 Методы дошкольной педагогики\2.jpg


Дошкольная педагогика – это отрасль общей педагогики, которая включает в себя исследования теории воспитания и обучения детей дошкольного возраста и предполагает применение специальных средств и методов. Самостоятельной наукой дошкольная педагогика стала только в 19 веке.

Главным объектом дошкольной педагогики является ребенок с момента его рождения до школьного периода. Именно в это время у детей формируются понятия и убеждения, которые окажут непосредственное влияние на всю последующую жизнь человека, поэтому на воспитателей и педагогов ДОУ ложится огромная ответственность.

Основные категории дошкольной педагогики – это воспитание, развитие, обучение и формирование. Если подробнее раскрыть их суть, то:

  • воспитание заключается в целенаправленных, систематических и организованных действиях для развития и формирования личности ребенка;
  • развитие предполагает количественные и качественные изменения, которые происходят с возрастом под влиянием воспитательного процесса;
  • формирование – организованный процесс управления жизнедеятельностью ребенка под влиянием воспитательных мер, образования и социальной среды;
  • обучение – это детально спланированный процесс передачи знаний, навыков, особенностей поведения от педагога к ребенку.


Цели и задачи педагогов дошкольного образования


C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Август\СТАТЬИ НЦРДО\23 Методы дошкольной педагогики\3.jpg


Основной целью дошкольного воспитания будет способствовать самореализации и развитию каждого человека в условиях цивилизованного общества, поэтому педагоги и воспитатели в детском саду стараются с ранних лет приобщить детей к общечеловеческим нравственным, культурным и воспитательным ценностям – к доброте и честности, любви к ближнему, уважению к родителям, к трудолюбию и старательности, любознательности и совершенствованию личностных качеств, к взаимному уважению в отношениях с другими людьми, к ответственности, дисциплине и творчеству.

Исходя из целей, самыми важными задачами дошкольной педагогики будут:

  1. дать оценку личным качествам, которые возможно сформировать у малыша в дошкольный период;

  2. обосновать виды и методы воспитательной деятельности;

  3. организовать воспитательный процесс так, чтобы и на протяжении всего обучения в школе сохранился творческий потенциал ребенка, приобретенный в детском саду.

Безусловно, дошкольный возраст является ключевым периодом в развитии ребенка, поэтому педагоги дошкольного образования несут огромную ответственность перед обществом, и для того, чтобы качественно выполнять свои задачи, должны обладать определенными навыками и компетенциями. Получить необходимые знания в области дошкольной педагогики и психологии, освоить профессию воспитателя детей дошкольного возраста (учителя начальных классов) помогут преподаватели нашей академии на курсе профессиональной переподготовки.

А мы расскажем вам, какие же методы применяют в работе с дошкольниками педагоги.


4 метода дошкольного образования


C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Август\СТАТЬИ НЦРДО\23 Методы дошкольной педагогики\4.jpg


Методы дошкольного воспитания детей – это систематизированные, последовательные и взаимосвязанные действия педагогов, направленные на максимальное достижение задач и результатов.

Дошкольная педагогика состоит из следующих методов:

  1. Формирование сознания личности (метод включает пояснение, беседу или рассказ, которые направлены на получения знаний об окружающем мире, о природе и обществе, правилах поведения, трудовой деятельности взрослых; метод формирует у ребенка систему понятий и четких убеждений, помогает в создании собственного жизненного опыта и учит давать оценку своему поведению и поведению других людей).

  2. Организация деятельности, общения, поведения (посредством специальных упражнений, создания ситуаций, спортивных и логических игр со сверстниками, познавательных речевых и арифметических конкурсов метод приводит ребенка к познанию действительности в процессе разной деятельности).

  3. Стимулирование и мотивация деятельности и поведения – методы, которые предполагают применение к воспитанникам поощрений (положительной оценки поведения детей, которая всегда вызывает яркие эмоции, гордость, удовлетворение собой), наказаний (осуждения плохого поступка или отрицательного отношения с целью скорректировать дальнейшее поведение и активировать желание исправиться) и соревнований (состязание на выявление лучшего результата уже имеющихся навыков, несет в себе много положительных эмоций, связанных со стремлением к труду, первенству и достижению поставленных целей). Добавим, что в поощрительных оценках при всем коллективе, очень нуждаются необщительные, несмелые дети. А вот вынесение наказания рассматривается в каждом случае индивидуально – некоторых детей нельзя осуждать в присутствии коллектива.

  4. Контроль и самооценка (проведение бесед, опросов, тестов и создание специальных ситуаций для выявление степени воспитанности).


 Что именно используют педагоги в процессе воспитания и как подобрать нужный метод?



C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Август\СТАТЬИ НЦРДО\23 Методы дошкольной педагогики\5.jpg


В практике педагоги и воспитатели выбирают методы для обучения детей, руководствуясь задачами воспитательного процесса, а также возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. Выбор конкретной методики зависит от предстоящего занятия в детском саду и его конечных целей.

  1. Наглядные методики включают в себя наблюдение (навык всмотреться в явление окружающего мира, заметить изменения, дополнения, выявить причину и сделать верный вывод) и демонстрацию (наглядное представление как знакомых, так и еще неизвестных предметов).

  2. Практические методики подразумевают выполнение упражнений (неоднократное повторение мыслительных или практических действий для лучшего усвоения), проведения опытов (исследования для приобретения знаний) и моделирования (карта, план, пособие).

  3. Посредством игровых методик создаются воображаемые ситуации (например, игра в рынок для изучения видов овощей), также воспитатели приглашают детей к участию в дидактических играх (для лучшего усвоения знаний).

  4. Словесные методики – это беседа, рассказ и чтение художественной литературы (подходят для изучения и запоминания информации, развития воображения и памяти).

Конечно, нам, взрослым, нельзя забывать, что детский сад – это первый опыт малыша в самостоятельной жизни, поэтому, помимо необходимых навыков, воспитательные методы должны приносить ребенку радость и удовольствие от своих первых достижений.


Все статьи

Преподаватели


НАВЕРХ