Поделиться:

Типология клиентов психолога-консультанта

Типология клиентов психолога-консультанта

Проблемы клиентов психолога-консультанта и типология их обращений




Каждый день к психологам обращаются тысячи клиентов в надежде решить свою проблему и найти выход из сложной ситуации, изменить поведение и качество жизни, научиться радоваться простым вещам и следовать своим желаниям. Существует классификация клиентов, которая дает психологу возможность найти более верный подход к каждой личности и действительно оказать продуктивную помощь.

В статье мы расскажем о том, какие типы клиентов существуют, с какими проблемами приходят люди на психотерапевтическую консультацию, какие задачи ставит перед собой консультант в работе с разными клиентами.


С какими проблемами люди приходят к психологу?



Проблемы клиентов психолога-консультанта и типология их обращений



Клиенты психолога-консультанта – это психически здоровые люди, у которых не получается самостоятельно справиться с негативной ситуацией и которым нужна помощь в решении задач и вопросов.

Важно! Психолог не является врачом и имеет гуманитарное, а не медицинское образование. Если у человека возникают заболевания психического характера, то скорректировать его помогает врач-психиатр. К психологу-консультанту следует обращаться только в случаях, если клиент:

  • испытывает сложности в общении;

  • переживает развод или кризис в семейных отношениях;

  • неудовлетворен собой, своим поведением, характером, мышлением, образом жизни;

  • не может найти общий язык с ребенком/родителями;

  • не способен определить свои цели и предназначение в жизни;

  • затрудняется с выбором профессии;

  • испытывает эмоциональный дискомфорт из-за перемен в жизни;

  • страдает от навязчивых мыслей, страхов, фобий.

При любой из этих или схожих проблем каждый человек ведет себя по-разному, в зависимости от своего характера, психологического состояния, конкретной ситуации и других индивидуальных особенностей.

Понять, что именно происходит и как наладить свое эмоциональное состояние, – это задачи самого человека и психолога-консультанта. Поэтому для обоих очень важно найти общий язык для продуктивного сотрудничества.


Задачи консультанта в работе с клиентами



Проблемы клиентов психолога-консультанта и типология их обращений



Профессия психолога предполагает, что он должен уметь не только верно определить причину проблемы у обратившегося к нему за помощью человека, но и найти эффективный способ ее устранения. Поэтому консультант должен быть чутким человеком, владеющим знаниями в области диагностики, коррекции и профилактики эмоциональных нарушений.

Чаще всего психолог-консультант работает с клиентом поэтапно, решая следующие задачи:

1. Этап диагностирования (тесты, опросники, беседы):

  • выяснить уровень травмирующего события;

  • определить, способен ли клиент в своем нынешнем состоянии при помощи своих умственных, эмоциональных, интеллектуальных способностей и ресурсов решить возникшую проблему;

  • выявить основные факторы, ставшие причиной проблемной ситуации;

  • обозначить чувства и эмоции клиента в условиях травмирующего события;

  • проанализировать конкретный случай и выработать план дальнейшей коррекции.

2. Этап коррекции:

  • изменить убеждения и отношение к проблеме;

  • сформировать новую позицию, мировоззрение;

  • направить мысли пациента в позитивную сторону;

  • восстановить психическое здоровье в целом.

3. Этап профилактики:

  • научить клиента самостоятельно справляться с подобными эмоциональными расстройствами при помощи методик психокоррекции.

Выстроить верный тон первоначальных бесед, чтобы понять характер клиента и его желания, помогает знание типологии клиентов.


Типы клиентов психолога-консультанта



Проблемы клиентов психолога-консультанта и типология их обращений



Кто же они – клиенты психолога? Какие они? На основании практической деятельности специалистов психологов, клиентов можно классифицировать по характеру запросов, по особенностям восприятия трудных ситуаций, по поведению. Такая классификация позволяет психологу быстро сориентироваться, понять желания и цель клиента и выбрать наиболее подходящую для конкретного человека технику коррекции.

Бывает так, что у клиентов нет своей мотивации, и приходят к консультанту они не по своему желанию – их приводят близкие или направляют специальные или образовательные учреждения (школы, социальные службы, орган опеки и попечительства, судебная экспертиза). Поэтому, в первую очередь, клиенты делятся на две объемные группы: добровольно и недобровольно пришедшие к психологу.

А по типологии клиенты бывают:

Клиент «Визитер»

Если человек пришел за помощью к психологу – это еще не означает, что он хочет эту помощь получить. У «визитеров» нет конкретного вопроса к консультанту, им интересно попробовать что-то новое, необычное.

У этого типа клиентов могут быть разные цели и поведение:

  • Он пришел не по своей воле (по решению суда, по просьбе неравнодушного родственника). Поскольку личной мотивации работать с психологом у него нет, то такой клиент отличается отсутствующим взглядом, явной незаинтересованностью, закрытостью, емкими короткими фразами или и вовсе нежеланием общаться.

  • Он движим лишь любопытством, у него тоже нет конкретного вопроса, ему интересно понять, что даст консультация, посмотреть, что будет, поучаствовать в расстановках, подвергнуться гипнозу, освоить арт-технику. Такой клиент задает множество вопросов, оживленно разговаривает, молниеносно меняет темы и даже нарушает личные границы психолога.

  • Он ждет от специалиста дружественную поддержку, по сути ему не нужен терапевт и он не хочет меняться. Он пришел, чтобы его послушали, поняли и поддержали. Тут возможны несколько вариантов развития событий: или психологу не дадут вымолвить ни слова; или предложат собственную услугу, в которой специалист не нуждается; или оплатят консультацию сверх установленной таксы, а вскоре раздастся звонок в ночи с требованием немедленно выслушать.

  • Он ищет, на кого бы перенести свое раздражение. Иногда психологи-новички попадаются в эту ловушку.

Многие из «визитеров» в будущем все-таки становятся полноценными клиентами психолога, возвращаясь к специалисту осознанно и уже по собственному желанию.

Как работать с «визитерами»?

Следует постараться расположить клиента к себе и в процессе интервью определить все-таки личный запрос. Если по какой-то причине это не удалось, и «визитер» не стал реальным клиентом, останется лишь позаботиться о себе самом, сохранив свои границы.

Клиент «Жалобщик»

Из самого названия понятно, что такой человек приходит к психологу не меняться, а пожаловаться и рассказать о своих трудностях. Скорее всего, в числе его слушателей перебывали все друзья и коллеги, которые уже устали от роптаний и больше не желают слушать «жалобщика». Поэтому он пришел в надежде выговориться новому человеку, рассказать обо всех виноватых в его проблемах и о своей сложной жизни.

Как работать с «жалобщиками»?

Такой тип клиентов будет ходить к психологу, пока тот будет его слушать. Но лучше всего с «жалобщиками» работает психоаналитик, поскольку их задачи совпадают: посетитель может безостановочно рассказывать, а аналитик – слушать за оплату.

Для психолога же это не результативный клиент, поскольку специалисту важно видеть эффект от своей работы. Вариант тут один – тактично и мягко научить «жалобщика» брать на себя ответственность за свои решения, поступки и происходящие события, только тогда возможен прогресс.

Клиент «Терапевтоман»

Для этого клиента наибольшее значение имеет процесс консультации, но не результат, поэтому психологов он посещает часто и с большим удовольствием, меняя их «как перчатки». Помимо психотерапевтических сессий, «терапевтоман» – это преданный завсегдатай разнообразных тематических семинаров, вебинаров и курсов, но при этом работать над собой он не желает, поскольку иллюзорно уверен, что и так это делает постоянно. Все эти бесконечные тренинги как бы служат прикрытием, чтобы не решать истинные проблемы. Часто, если «терапевтоману» дать конкретное задание или спросить о результатах прошлой беседы, он уйдет к другому специалисту, чтобы процесс начался заново.

Как работать с «терапевтоманами»?

Обычно такие клиенты не задерживаются более трех месяцев, поэтому за это время рекомендуется определить истинные ценности и цели человека, задавая наводящие вопросы: «Что тебе это даст?», «Зачем тебе это нужно?». Если удастся понять то, что человека на самом деле волнует, это может быть очень полезный опыт.

Клиент «Терапевтоед»

Клиент появляется, жалуясь: «Я был у десяти психологов, но никто из них не смог мне помочь! Надеюсь, что вы – именно тот, кто мне нужен!». К сожалению, очень легко стать не понравившимся одиннадцатым и пополнить этот бесконечный список, потеряв и время, и энергию.

В процессе работы клиент будет требовать постоянного внимания к его «самой сложной ситуации», звонить в неоговоренное время. Но при всех усилиях финал может быть плачевным – обвинение в непрофессионализме и требование вернуть потраченные деньги. Причины поведения «терапевтоеда» могут быть следующие:

  • он хочет продемонстрировать свою значимость и уникальность («Еще не родился тот психолог, который способен справиться с моими трудностями!»);

  • на подсознательном уровне он желает выяснить свои отношения со значимым человеком из детства, и ставит на место этого человека психолога;

  • в его планы входит лишь показать окружающим, что он работает над собой и занимается своей проблемой, но его вины нет в том, что никто не может ему помочь.

Как работать с «терапевтоедами»?

Психологи начинают работу с такими клиентами не с выявления основного запроса, а с анализа посещений других специалистов. Следует выяснить, с какими проблемами «терапевтоеды» ходили к психологам, были ли результаты от терапии, какие задания выполнялись. Эти знания могут помочь определить моменты, которые на самом деле имеют первостепенное значение для клиентов. Задавайте вопросы: «Сколько специалистов вы посетили до меня? Каков результат? Почему вы пришли именно ко мне?».

Можно предложить «терапевтоеду» поработать самостоятельно, дав конкретное задание. Если клиент пришел с подробным отчетом о проделанной работе на следующую беседу, то, скорее всего, перед вами все-таки следующий типаж – «покупатель», и есть вероятность, что он все-таки пришел оценить себя со стороны и обучиться чему-то новому.

Клиент «Покупатель»

С таким клиентом работать одно удовольствие. Он пришел к специалисту с четким запросом и конкретной целью: вложиться в себя, купить помощь психолога для решения своих задач. Зачастую он знает, что именно его не устраивает в себе, что он хотел бы изменить, психологически готов к переменам – ведь именно их он и пришел приобрести. Но даже если «покупатель» не осознает, чего именно хочет, ему не хватает лишь толчка и психологической профессиональной поддержки для перемен, поэтому с ним возможна эффективная работа, которая принесет удовлетворение как самому клиенту, так и консультанту.

Как работать с «покупателем»?

В данном случае, консультант и клиент – партнеры, и оба хотят одного и того же: справиться с проблемой. При этом специалист получает отличный опыт и видит результат своей работы, а клиент решает свою проблему, улучшает качество жизни и также приобретает опытные навыки и умение справляться с подобными трудностями в будущем.

Поэтому можно смело начинать работу по стандартной схеме: определить ключевую проблему, скорректировать ее, давая клиенту всестороннюю поддержку, закрепить новое мышление и поведение.

Обо всех нюансах профессии психолога-консультанта и используемых методах диагностики и коррекции рассказывают наши преподаватели. Чтобы владеть полноценными знаниями в области психологии и работать психологом, вы можете освоить в нашем обучающем центре дистанционный курс профессиональной переподготовки по практической психологии.

«Смешанный» клиент

Зачастую клиенты могут принадлежать к нескольким типажам сразу. Тогда следует выяснить, какой типаж доминирует, и выстроить работу, основываясь на самом главном запросе «смешанного» клиента.

Как работать со «смешанным» типом?

Все просто:

  • если в типаже преобладает «визитер» – попробуйте сфокусировать его внимание на основной задаче и помочь определиться с желаниями;

  • если человек жалуется, можно мягко показать ему самого себя, и предложить методы, обучающие ответственности, а не тратить силы на поиск виноватых;

  • если перед вами «терапевтоман», то следует попробовать поставить цель и обучить клиента способам ее достижения;

  • с «терапевтоедом» можно спросить себя: «Что нового и полезного можно получить, работая с таким клиентом?», «Какое мое качество можно прокачать в результате?», и начать приносить пользу, если не клиенту, то хотя бы себе самому;

  • ну а с «покупателем» можно сразу браться за дело и практиковать длительную терапию, подобрав метод, подходящий к конкретной проблеме.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0